Найти тему
МоеМнение

3 авторских сериала для добровольной самоизоляции

Оглавление

В ситуации, когда домашний досуг становится максимально актуальным, все ищут "вкусного" и запойного контента. А что в этом плане может быть лучше, чем сериалы? Тем паче, что качество их за последние пару десятков лет выросло настолько, что они уже давно перешли из разряда "мыла" для домохозяек в категорию полноценных авторских произведений.

Ну, впрочем, не все, конечно же. Даже самые искусные и монументально проработанные шоу зачастую все-таки больше "продукт", нежели чем "творение". И в этом нет ничего плохого. О таких сериалах, как "Во все тяжкие", "Декстер", "Лост" и многих других я с удовольствием напишу отдельно. Но в этой подборке хочу выделить 3 абсолютно авторских проекта, ценность которых огромна даже в масштабах всей индустрии кино.

Расставляю их просто в алфавитном порядке, так как ранжировать их нельзя - слишком разный формат, хронометраж и прочие вводные. Просто все три достойны достойны внимания даже самого привередливого киномана.

1. Больница Никербокер

Сериал, от первой до последней серии снятый большим американским режиссером Стивеном Содербергом. Это очень умный и ищущий новых форм в стандартных жанрах режиссер, лучшими полнометражными работами которого для меня являются "Секс, ложь и видео" и великолепный "Траффик". Кроме того, на его счету масса коммерческих фильмов, а также взлетевший на фоне мировой эпидемии фильм "Заражение".

При этом даже в столь обширной и разноплановой фильмографии Содерберга лучшим произведением стоит назвать именно сериал "Больница Никербокер".

Сериал продержался всего два сезона. Но оно, возможно, и к лучшему. Получилась цельная история, не ставшая жертвой продюсерских правок (как один из сериалов этого списка).

В центре сюжета - будни врачей Нью-Йоркской больницы на рубеже 19 и 20 веков. Основной персонаж в исполнении Клайва Оуэна - доктор Джон Теккери, изучающий новаторские медицинские практики и попутно борющийся с зависимостью от кокаина (прототипом персонажа был вполне реальный доктор Уильям Холстэд).

Сюжетная линия тесно переплетена с историей развития медицины, что составляет дополнительный интерес. Подспудно Содерберг знакомит нас с внедрением привычных сегодня методик лечения различных болезней. Оторваться категорически нельзя.

Почему надо смотреть?

Во-первых - это очень интересно. Два других произведения в этом списке могут потребовать некоторого упорства и уж точно не подойдут в качестве фона. "Больница Никербокер" тоже достойна внимательного изучения, но смотрится при этом легко, с интересом и погружением.

Далее - наличие режиссерского взгляда на съемку. Ракурсы, выбор пленки, постановка света - это все сделано безупречно. При этом это не фиглярство ради того, чтобы показать новые ресурсы индустрии сериалов (чем грешат многие менее талантливые постановщики). Здесь это все живет и работает на общую атмосферу.

Третье - мощная драматургия. Персонажи, не только Джон Теккери, живые, фактурные, неидеальные и меняющиеся под воздействием обстоятельств.

Монашка, тайно помогающая невежественным женщинам с абортами. Борющийся за место в медицине чернокожий врач, сбрасывающий напряжение в барных драках. Управляющий, старательно пилящий все больничные бюджеты - в другом веку и в другой стране, а такой знакомый типаж.

Четвертое - Клайв Оуэн. Актер всеми и всяко признанный, заслуженно заслуженный и т.п. Но в "Больнице" Оуэн ну прямо несказанно прекрасен.

Тем более, что есть много чего играть, персонаж сложный и противоречивый. Созидающий науку, разрушающий себя - попробуй разберись. Клайв Оуэн разобрался и подарил один из лучших типажей жанра.

Пятое - саундтрек. Мощнейшие тревожные молодии Клиффа Мартинеса становятся идеальным дополнением особого мира "Больницы Никербокер". Никакого исторического соответствия - методичный ambient в сериале про 1900-й год. И удивительная гармоничность визуального ряда и музыки при этом. Саундрек можно слушать и отдельно, он того стоит.

2. Королевство (1994)

Второй сериал тройки - и снова будни врачей. На этот раз в условиях современной Дании. Но снова режиссерский проект от и до, снова два сезона. Больше ничего общего)

В массовые подборки лучших сериалов этот точно не попадет, в отличие от двух других. Но у нас тройка авторских многосерийных фильмов, поэтому пройти мимо "Королевства" нельзя. Ведь это работа великого и ужасного Ларса фон Триера.

Несмотря на пугающую заставку и общую мрачную манеру олдскульного ужастика, это тоже вполне себе сюжетный сериал с несколькими раскручивающимися до нужных кондиций арками.

Будет все - мистика, юмор, чуть ужасов, своя "дама с поленом" в ключевой роли, новорожденный Удо Кир и прочие способы заставить зрителя пройти мимо.

В "Королевстве" больница играет роль наделенной некоторой мифологией локации, не более. Тонкости профессии фон Триера интересуют мало.

Скорее уместно сравнение "Королевства" с третьим сериалом списка (вряд ли сохраняется мощная интрига по его поводу?). Америка-Европа, два великих мастера, мистика обыденного и т.д. В рамках такого сравнения фон Триеру часто вменяют вторичность, но на деле датскому чудаку все равно.

Для фон Триера это просто очередной способ показать абсурдную стереотипность зрительской оценки. Большинство его фильмов просты по структуре, но классифицируются в "невыносимый артхаус" только потому, что датчанин снимает классическое кино смелее других.

Так что "Королество" это не экзекуция, а очень даже смотрибельный и увлекательный сериал, изысканно сделанный (любимые форматы съемки фон Триера тут находят свой хронометраж). Да к тому же еще и восхитительно смешной и добрый.

Зачем смотреть?

"Королество" - это вариант безопасного знакомства с творчеством фон Триера. В том числе со злым и острым чувством юмора Ларса - его тут много, и это радует.

В конце концов, тут можно и не только с творчеством, но и с автором познакомиться поближе. В финале каждой серии фон Триер появляется лично с неким резюме. Иногда это лучшее, что есть в эпизоде, даже если он весьма хорош.

3. Твин Пикс

Были ли сомнения?

Твин Пикс - легенда, культ, родоначальник авторского многосерийного кино. Мощная платформа для раскрытия гения Дэвида Линча.

Тут, правда, надо оговориться: Твин Пикс-1990х и Твин Пикс-2017 - это категорически разные фильмы. В нашу подборку берем только 3 сезон, так как у нас авторские сериалы, а с Твин Пиксом 1990-го года как раз было много проблем в этом плане. Линч с Фростом поступательно создавали особую атмосферу и тайну, захватившую весь мир. Все хотели узнать, кто же убил Лору Палмер и что именно знают совы. В итоге Линч сдался под давлением продюссеров, раскрыл убийцу и, громко хлопнув дверью, ушел из проекта.

Дальше уже доснимали всем миром, отчего второй сезон сейчас кажется аляповатым, полным лишних сюжетных арок и проходных серий. Тогда мы прощали это, ведь нам продлили отпуск от дел мирских в уютно-странном мире Твин Пикс. Но при повторном просмотре неравномерность качества сериала становится очевидной.

Потом Линч вернулся на одну серию, снова взорвал аудитории мозг, и был таков. Но Лора обещала Куперу встречу через 25 лет, а значит show must go on.

Итак, 3 сезон Твин Пикс - это особенный разговор. Линч сразу же бьет всех обухом по голове. Никакой ностальгии по ламповому Твин Пиксу. Теперь сериал интернационален, формат съемки - ультрасовременная цифра высокой четкости. Режиссер сразу распугивает случайных зрителей, которые пришли предаться ностальгии (фон Триер, кстати, тоже любит сегрегировать аудиторию, правда чаще всего путем детоубийства).

Все говорит о том, что легко не будет. Линч вернулся к любимому миру Твин Пикс только на условии полной творческой свободы. Боссы Showtime прикусили губу и согласились, надеясь сорвать куш. А на выходе получился такой глубокий арт-хаус, что рейтинги падали с каждой серией.

-4

Для просмотра Твин Пикс лучше изучить первые два сезона, хотя идейно он скорее продолжает историю полнометражного "Огонь, иди со мной" (тоже режиссерского и тоже провального).

-5

Зачем смотреть?

Потому что не смотреть нельзя. В мире Твин Пикс есть все, за что мы любим Линча - загадки с решением на усмотрение зрителя, параллельные миры и их взаимодействие, завораживающая музыка Анжело Баделаменти. Целых 3 разных МакЛоклена, наконец.

Есть также отдельно стоящая серия №8, в которой Дэвид Линч впервые так ясно и откровенно рассуждает о природе зла.

Целый законченный мир с множеством незаметных сразу деталей (лучше всего смотреть 3 сезон хотя бы пару раз), очередной переворот индустрии от Мастера. В 1990х Линч доказал, что сериал может быть тонким и сложным произведением со смешением жанров и нестандартной драматургией. В 2017м Дэвид показал, что теперь сериал может иметь форму прямого киноматографического высказывания режиссера в обход любых нормативов телеформата.

-7