За время работы в крупнейших российских маркетплейсах и IT-компаниях накопился полезный опыт. Решила начать делиться. Буду рада, если вам это поможет сделать успешный бизнес.
А стоит ли мне открывать интернет-магазин?
Если возникает такой вопрос, то в 90% случаев не стоит. С большой долей вероятности это окажется бессмысленной тратой времени и денег. Но есть отличный лайфхак - НАЧАТЬ продавать свой товар в интернете без интернет-магазина – пункт 2 ниже по тексту.
Разберемся с оставшимися 10%, когда открытие собственного интернет проекта коммерчески оправдано.
Если вы отвечаете да, на один из вопросов ниже – шансы, что вы будете довольны финансовым результатом значительно увеличиваются:
1. У вас есть (в текущих реалиях – был) успешный офф-лайн бизнес: P&L отлично сходился и обещал запасы на масштабирование;
2. Вы пробовали продавать свой товар на площадках типа:
- Авито, Юлы
- маркетплейсах типа Wildberries, Tmall, Ozon
- в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассниках, Инстаграмме
- просто успешно предлагая свои товары в группах Телеграм и WhatsApp.
В общем, где-то онлайн вы это все уже точно продавали и все отлично получалось – был хороший стабильный или растущий спрос;
3. У вас есть уникальный доступ к практически эксклюзивным, но нужным товарам или необычно низким ценам на популярные товары
4. В вашей гео-зоне (области, городе, деревне) точно нет других 10-100-1000 магазинов и магазинчиков с точно таким же товаром, а вот спрос есть. Но, кстати, в этом случае все равно с пункта 2 начать проще и быстрее.
Предположим, вариант 3 или 4 ваш. Как за 5 минут понять, что товары, которые вы планируете продавать, окажутся действительно востребованными?
Разбираем пример: интернет-магазин недорогой детской одежды.
Продавать ее мы будем, например, в Кургане.
Самый быстрый и простой способ определиться – посмотреть в https://wordstat.yandex.ru (для того, чтобы начать им пользоваться просто создайте себе почту на yandex.ru)
Как нашу одежду будут находить? По каким запросам в поисковых системах (с wordstat актуален – Yandex)?
А как это понять?
Как-как, так и будут искать: дешевая детская одежда в Кургане!
Нет, так не будут или будут, но не только так. Начнем с самого простого: как вы сами стали бы искать ребенку ту самую одежду? Как это сделает ваша подруга, жена, соседка? Просто попросить: “Ты не знаешь, где в интернет в нашем городе можно купить вот это? Помоги поискать? Покажи, как ты смотришь?”
А представляете, если они пойдут туда, куда я послала вас выше…😊.
Но, предположим, все сложилось и у нас получилось как-то так:
- Детская одежда дешево
- Детская одежда купить
- Детская одежда интернет-магазин
В зависимости от ассортимента также будут:
- Куртка детская купить
- Сапоги зимние детские
- Ветровка на девочку интернет-магазин
И т.д.
Набираем запрос- 1, выбираем город – 2, радуемся или расстраиваемся, когда видим цифру, сколько раз в месяц этот запрос набирают в нашем городе, регионе – 3:
Если радуемся, то смотрим ниже и вычитаем из цифры те запросы, которые нам не подходят, т.к. там явно ищут другое - выделила синим.
Далее, идем в поиск и смотрим, кто сейчас по этому запросу уже рекламируется:
Т.е. мало того, что запросов немного, но даже за эти немногие придется бороться с такими монстрами как Ламода, Wildberries, Дочки-сыночки, а там еще есть: Алиэкспресс, Детский мир и много кто еще.
Я не отговариваю – просто надо будет про это подумать…
О чем еще подумать
Онлайн бизнес – это уже давно не локальная история. С одной стороны, это отличная новость - мы можем продавать не только в своем городе; но с другой – это означает, что и конкурируем мы не только с ближним окружением и если раньше серьезным преимуществом была скорость доставки, то сейчас крупные сети научились работать локально.
Когда я была в Польше, я практически влюбилась в болеславскую керамическую посуду. Сразу же появилась мысль, а смогу ли я найти эти яркие тарелочки в Москве?
Давайте возьмем данный товар для следующего примера.
Если набрать просто “керамика” или “польская керамика”, то запросы будут, но вот в поиске по ним показывается не только и не сколько посуда, а в большинстве городов России – керамическая плитка. Такую особенность надо учитывать при анализе количества запросов. Соответственно, будем оценивать запросы типа:
- “посуда ручной работы”,
- “яркая посуда”,
- “керамическая посуда”
и т.п.
Здесь же можно посмотреть как себя чувствуют и по каким запросам рекламируются конкуренты.
Как правильно посмотреть на конкурентов?
В нашем случае с польской посудой есть один заметный конкурент - blue-pottery.ru. Большой он или маленький? Сколько зарабатывает? По каким запросам рекламируется? Давайте разбираться.
Для ответа на этот вопрос можно посмотреть один из онлайн-сервисов для анализа интернет-трафика, мой любимый для этой цели https://www.similarweb.com, но по небольшим интерне-проектам у него часто не хватает данных, тогда поможет: pr-cy.ru и т.п.:
ИТАК:
- Чуть больше 5 т. человек в месяц.
- При конверсии в завершенную продажу в 1,5% (скорее всего, у них от 1% до 2,5%) мы получим 75-80 заказов в месяц.
- Со средним чеком в 3-5 т. руб – это будет около 300 т. руб. в месяц оборота.
Если этот расчет устраивает – там же можно посмотреть, по каким словам он продвигается:
Как вы считаете какую часть рынка этот потенциальный конкурент уже забирает? Можно ли расширить его границы, предоставив лучший сервис или лучшую ассортиментную представленность, более доступные цены?
Про эти все вопрос перед открытием своего магазина надо иметь вполне четкие ответы.
В каждому конкретном случае деталей много, если что – обращайтесь: chechulina.natal@yandex.ru
Успехов!