С началом I мировой войны в Русской армии началось активное формирование автомобильно - пулеметных взводов в составе полевых армий и корпусов. По утвержденному штату № 15, один из трех бронеавтомобилей взвода должен был нести пушечное вооружение. Производимые в то время на Русско - балтийском вагонном заводе (РВБЗ г. Рига, ныне Государственный космический научно - производственный центр им. М.В. Хруничева, г. Москва) в небольшом количестве, бронеавтомобили по своим технических характеристикам нести пушечное вооружение не могли. Проект пушечной машины по собственной инициативе разработал известный русский и советский военный деятель, в то время начальник Офицерской стрелковой школы генерал - майор Н.М. Филатов (1862 - 1935 гг.). На полигоне школы сразу начались испытания артиллерийских орудий, которые могли бы быть использованы для вооружения проектируемого бронеавтомобиля. По результатам опытных стрельб наиболее подходящим была признана трехдюймовая (76, 2 мм) противоштурмовая пушка обр. 1909 г., разработанная и производимая на Путиловском заводе (ныне ОАО "Кировский завод" г. Санкт - Петербург). В качестве шасси нового бронеавтомобиля сразу же определили 5 т грузовой автомобиль "Гарфорд". Тридцать три таких автомашины находились в расположении Военной автомобильной школы (г. Санкт - Петербург, расформирована в 1957 г.). Это были на тот момент единственные тяжелые грузовики из закупленных военной закупочной комиссией и прибывшие на территорию России. Они производились с 1913 г. в г. Лиме (США) фирмой "Гарфорд мотор трак" (существовала до 1933 г.). Автомобиль отличался расположением кабины, которая помещалась непосредственно над двигателем, имел цепную передачу, деревянные колеса с грузошинами. Двигатель "Буда", мощностью 30 л.с., позволял автомобилю с полной нагрузкой, развивать скорость во время движения до 20 км/ч. Задним ходом машина двигалась со скоростью всего лишь 3 км/ч. В начале ноября 1914 г. генерал Н.М. Филатов обратился в правление Общества путиловских заводов с предложением принять заказ на изготовление 30 бронеавтомобилей по его проекту. Рассмотрев предложение Н.М. Филатова, дирекция завода 12 ноября 1914 г., нашла возможным, не смотря на большую загруженность военными заказами, принять дополнительный заказ на производство пушечных бронеавтомобилей. Перед обшивкой бронелистами и установкой вооружения, шасси подвергались дооборудованию. Переставлялись рычаги переключения передач и ручного тормоза, на коробке передач устанавливалась особая муфта, с ее помощью, все четыре передние передачи приобретали возможность становиться задними, а задняя - передней. Электрооборудование бронеавтомобиля работало от напряжения 12 В. В целом тяжелые бронеавтомобили "Русский Гарфорд", несмотря на низкую подвижность, невысокую скорость, пользовались в войсках известной популярностью благодаря значительной огневой мощи и живучести. Изучив опыт боевого применения "Гарфордов" на фронтах, в Морском ведомстве приняли решение о применении подразделения тяжелых бронеавтомобилей для обороны Ревельской военно - морской базы Балтийского флота. Решено было заказать 18 машин. Заказ разместили на Путиловском заводе 2 сентября 1915 г. Большинство машин получили в войсках собственные наименования. Известны следующие названия бронеавтомобилей: "Бессмертный" (5 автомобильно - пулеметный взвод), "Сибиряк" (6 апв), "Святогор" (12 апв), "Добрыня" (14 апв), "Грозный" (15 апв), "Забайкалец" (16 апв), "Колыванец" (17 апв), "Рокот" (18 апв), "Пушкарь" (19 апв), "Громобой" (20 апв), "Витязь" (21 апв), "Михайловец" (22 апв), "Граф Румянцев" (24 апв), "Чудовище" (26 апв), "Решительный" (28 апв), "Забавный" (32 апв), "Дракон" (34 апв), "Баян" (36 апв), "Ревелец" (броневой артиллерийский дивизион), "Непобедимый" (бадн). Существовали бронеавтомобили с названиями "Лев", "Уралец" и "Сокол", однако их войсковая принадлежность остается невыясненной. После Октябрьской революции и с началом Гражданской войны в России, не менее 30 машин из 48 выпущенных, оказались в составе Красной Армии. По крайней мере, один "Гарфорд" имелся в составе броневых сил Вооруженных сил юга России (ВСЮР), предположительно, это "Сибиряк" (в последствии "Богатырь"). Пять бронеавтомобилей достались немцам в качестве трофея после заключения Брестского мира и оккупации немецкими войсками Украины и Прибалтики. В последствии эти машины приняли участие в подавлении беспорядков на территории Германии в 1919 г. Три "Гарфорда" были захвачены польской армии в ходе советско - польской войны 1920 г. Одна машина оказалась в вооруженных силах Латвии. После окончания Гражданской войны по состоянию на 1921 г. в составе РККА числились 26 "Гарфордов". В 1923 г. они были переоборудованы в боевые железнодорожные мотодрезины. В 1931 г., в связи со значительным износом и отсутствием запасных частей, машины были сняты с вооружения и утилизированы. Примерно в то же время машины закончили службу и в зарубежных армиях. В Латвии "Гарфорд" также был выведен из состава вооруженных сил и поставлен на долговременное хранение. В 1940 г., после вхождения Латвии в состав СССР , он упоминается в документах РККА. Дальнейшая судьба его неизвестна. К настоящему времени не сохранилось не одной машины.