Две недели назад оппозиционная радиостанция в России взяла интервью у политического аналитика , который заявил, что правительство лжет, когда заявляет, что от коронавируса в стране никто не умер.
Соловей сообщил радиостанции «Эхо Москвы», что с середины января могло погибнуть не менее 1600 человек. Роскомнадзор, быстро оказал давление на станцию, чтобы удалить интервью с ее сайта.
Требование было частью широко распространенной правительственной кампании против того, что власти называли «поддельными новостями» о пандемии.
Во вторник российские законодатели начали сомневаться в предвыборной кампании, утверждая штрафы в размере до 25 000 долларов и тюремный срок до пяти лет для всех, кто распространяет то, что считается ложной информацией. Средства массовой информации будут оштрафованы на сумму до 127 000 долларов, если они распространят дезинформацию о вспышке .
Законодатели поспешили пройти через все три чтения всего за один день после того, как президент Владимир Путин заявил о необходимости противостоять «провокациям, глупым сплетням и злобной лжи» о вспышке.
Крестовый поход начался около месяца назад, когда количество заражений в России все еще было однозначным. Позиция Кремля «все под контролем» вызвала слухи о том, что власти могут скрывать или занижать масштабы вспышки в соответствии с традициями советских времен скрывать смущающие правды.
Был намечен широкий комплекс мер и было создано специальное подразделение «поддельных новостей» в правительственной целевой группе по коронавирусу. В российском Следственном комитете была создана группа для преследования предполагаемой дезинформации.
Пользователи соцсетей, которые сомневались в официальных цифрах и новостных агентствах, ставящих под сомнение ответ правительства, стали мишенью для правоохранительных органов, стремясь отсеять все, что не соответствовало официальным данным.
«В условиях кризиса те, кто находится у власти, очень стараются контролировать информацию и выдвигать свои собственные планы. И, конечно, имеет смысл подавлять альтернативные точки зрения », - сказал Валерий Соловей Associated Press.
AP обнаружил по меньшей мере девять дел против простых россиян, обвиняемых в распространении «неверной информации» в социальных сетях и через мессенджеры, по крайней мере три из них получили значительные штрафы.
Полицейские заявления содержали мало деталей, но ясно указывали на то, что участники просто делятся мнениями или слухами, а не намеренно распространяют дезинформацию.
32-летняя женщина была оштрафована на 380 долларов - значительная сумма в стране со средней месячной зарплатой около 550 долларов - за размещение в социальных сетях информации, которую она слышала в автобусе о вирусе в своем регионе. 26-летний мужчина был оштрафован на аналогичную сумму за комментарий, сделанный им в новостном сообщении, в котором утверждалось, что женщина умерла от вируса в больнице. Другой женщине грозит штраф в размере от 380 до 1200 долларов за публикацию сообщений о случаях заражения вирусом в ее регионе, где официально не было зарегистрировано ни одной инфекции.
На вопрос, соответствуют ли наказания этим преступлениям, представитель Кремля Дмитрий Песков сказал, что они «абсолютно оправданы».
«Это вызывает необоснованную напряженность, и в этой ситуации его нужно наказывать в соответствии с законом», - сказал он.
Подавление свободы слова соответствует недавнему образцу. За последние пять лет сотни людей были привлечены к ответственности по обвинению в экстремизме за размещение, лайк или обмен информацией в социальных сетях на такие деликатные темы, как коррупция, конфликт с Украиной, аннексия Крыма в 2014 году и роль Русской православной церкви. Десятки получили тюремные сроки.
В 2018 году Путин признал, что преследование пользователей социальных сетей иногда превращается в «идиотизм и абсурд», и он ослабил правила. С тех пор подобные онлайн-охоты прекратились, сказал Дамир Гайнутдинов, адвокат по свободе интернета в Agora, известной российской группе юридической помощи.
Но пустота снова быстро заполняется репрессиями против тех, кто оскорбляет чиновников или распространяет в Интернете так называемые «фальшивые новости» - проступки, которые парламент поставил на учет в прошлом году.
«Я думаю, что в ближайшем будущем мы увидим быстрый рост (случаев), связанных с подделками, поскольку власти пытаются скрыть любую неофициальную информацию о коронавирусе», - сказал Гайнутдинов AP.
В понедельник парламент Венгрии также принял закон, устанавливающий срок тюремного заключения до пяти лет для осужденных за распространение ложной информации о пандемии. Правозащитные организации заявили, что закон позволяет правительству подавлять свободу прессы.
Для Кремля «объективного повествования не существует. Поэтому, учитывая, что чей-то рассказ победит, конечно, вы хотите, чтобы он был вашим повествованием, а не чьим-то другим », - сказал Галеотти AP.
Кремлевские критики утверждают, что его попытка подавить альтернативные голоса во время пандемии вряд ли увенчается успехом.
Доктор Анастасия Васильева, которая работает с оппозиционным деятелем Алексеем Навальным и возглавляет профсоюз «Альянс врачей», в последние недели была в заголовках газет, разоблачая недофинансированную, балансирующую систему здравоохранения. Она сообщила AP, что полиция связалась с ней по поводу распространения ложной информации в ее блоге на YouTube.
«Им придется доказать, что я солгал, так что пусть докажут это», - сказала Васильева. «Они хотят напугать меня, чтобы остановить других ... правда не изменится из-за этого».
Несмотря на то, что Россия начала контролировать повествование во время вспышки , некоторые неловкие новости все еще выходили.
Во вторник доктор Денис Проценко, глава московской больницы для пациентов с коронавирусом, сообщил, что у него вирус. Это произошло через неделю после того, как Путин посетил больницу и был сфотографирован рукопожатием с Проценко.
Песков стремился заверить страну, что с Путиным все в порядке.
«Его регулярно проверяют. Все в порядке, - цитирует Пескова агентство РИА Новости.
Источник: https://apnews.com/dbbf02a747b11d8ffe3b07d5e33ff129