— Мне нравится Л.А.
— Да ладно тебе, это всего лишь миф. Метафора, лишенная всякого смысла. Никто не любит Л.А. Люди приезжают сюда, потому что думают, что должны приехать. И они не уезжают, потому что думают, что не должны уезжать.
— Ох, дорогой. Спустя столько времени, неужели ты все еще не понял? Это и есть любовь.
Несмотря на схожий метод повествования, комиксы и литература — кардинально разные жанры словесного искусства. В литературе есть "тема" — то, о чем говорят; есть "основная мысль" — концепция, которую пытается донести автор посредством рассказа или какой-то истории. Ну а что комиксы? Это просто детская забава на раз, ведь так?
На деле, мы просто видим только те произведения, которые сделаны ради коммерции и ничего другого. Проще ведь сказать, что комиксы — просто сюжеты о супергероях, спасающих котят с деревьев. Проще сказать, что они — происки "бездуховного запада", когда как эти самые супергерои буквально списаны с мифов и легенд про непобедимые силы добра. Но пробовали ли вы заглянуть поглубже?
Таким образом, мне хотелось бы поразмышлять на тему одного из самых "литературных" произведений в стане "супергеройки" — комиксе "Mister Miracle" за авторством Тома Кинга и Митча Герадса, вышедшем еще пару лет назад под эгидой DC Comics. История, получившая множество наград и всеобщее признание аудитории, несмотря на отсутствие какого-то бэка в виде фильма, сериала, игры и прочей мишуры.
Сюжет комикса рассказывает нам о Скотте Фри, в нашем мире известным под именем "Mister Miracle". Фри — невероятно популярный иллюзионист, гастролирующий по миру со своими представлениями, в ходе которых он сбегает из смертельных ловушек и опасностей на потеху публике.
Скотт — ребенок Нового Генезиса, сын Всеотца, воспитанник Дарксайда. Герой, который никогда не просил подобной жизни. Маленький мальчик, желавший лишь свободы и счастья. И разочарованный полученным.
Именно с этого начинается комикс: метафорический "побег от смерти", а точнее — суицида. И именно с этого сюжет начинает расслаиваться, то и дело преподнося все новые и новые неожиданные факты и детали.
Далее — лишь мои предположения и мысли, которые, как мне кажется, автор изначально вложил в произведение.
Автор сего комикса, Том Кинг, бывший оперативный работник ЦРУ, так или иначе успевший повидать огромное число лишений и смертей. Анализ его работ и протагонистов повсеместно указывает на наличие у Тома ПТСР (в миру — посттравматическое стрессовое расстройство). Также Том — убежденный семьянин, занявшийся комиксами не просто как хобби, а как основным заработком, дабы больше времени проводить с родными. Также забавный факт: до своих первых крупных работ (вроде онгоинга "Grayson", которым он занимался в со-авторстве с Тимом Сили) Том пытался писать книги. Вышло, как не странно, плохо.
Вышеуказанный бэкграунд сценариста приоткрывает некоторые моменты, которые также присутствовали в характере и жизни Скотта Фри. Фри, как и Кинг — бывший военный, чьи действия всегда выливались из приказов. Скотт — человек, искренне любящий свою жену и ребенка, о чем банально говорит его реакция на внезапную беременность возлюбленной. Все-таки, думаю, не каждый поведет себя подобным образом в пылу сражения.
По итогу сюжета единственный ребенок, сын Скотта Фри, Джейкоб, волей случая оказывается втянут в войну Нового Генезиса (планеты Новых Богов) и Апóкалипса (земли Дарксайда). Так уж вышло, что Дарксайд готов сдать оружие и капитулировать, но лишь в обмен на опеку над своим внуком. И этот расклад, как вы понимаете, неприемлем для протагониста, готового убить каждого и пожертвовать всем ради своей семьи.
Все это выливается в ловушку для Бога Смерти, которая, вы не поверите, заканчивается более чем удачно. Дарксайд мертв, все герои живы, везде воцарил мир и покой. Слишком просто для развязки такого произведения, не находите? Вот и мертвые персонажи говорят об этом Скотту.
Аналогичными фразами выражается и Метрон (по сути, Бог вселенной DC, способный переписывать реальность, управляя ей как ему вздумается).
На основе вышесказанного хочется поставить некоторую точку в истории комикса, дабы хоть немного дойти до основной мысли и наконец-то узнать где пропадали все герои DC, пока Скотт сражался с Дарксайдом?
Итак, мои личные наблюдения по пунктам:
- Скотт Фри умер еще в первом выпуске серии. Его суицид — артефакт, который никогда не должен был произойти; программная ошибка.
- Из этого вытекает, что Скотт буквально разделил вселенную DC на свою интерпретацию и основную вселенную, в которой, как показал Метрон, события комикса и действия Фри никак не отпечатались. Данный факт объясняет "ошибки" в голове Скотта, связанные с наличием некоторых героев, путаницей с живыми и уже мертвыми персонажами, разницей в воспоминаниях Барды и Миракла.
- Диалоги из последнего выпуска серии — прямой намек на то, что Фри предпочел остаться в своей "карманной" вселенной, нежели выходить из состояния после суицида и возвращаться на привычную нам Землю DC с Бэтменами, Суперменами и прочим.
Проще говоря, "Mister Miracle" образца 2017-го года — идейный наследник кинокартины 2004-го года "Эффект Бабочки" с Эштеном Катчером, заодно продвигающий теорию множественности миров и теорию вероятностей.
Слышали про такую? Каждое наше действие, каждый поступок и, казалось бы, незначительный выбор порождает новую вселенную с иными фактами, константами и значениями. Даже обычный выбор хлопьев формирует мир вокруг нас: для каждой реальности предполагается своя пачка; не говоря о том, что я, к примеру, вместо хлопьев могу взять мюсли или шоколад. Или взять и то, и то: вариантов огромное число!
Таким образом, каждый наш выбор влияет на существующую вселенную, коих бесконечное количество за счет действий только одного существа, а нас таких — семь с лишним миллиардов. Кстати, фанатом и приверженцем данного концепта был ныне покойный Стивен Хокинг.
Что до основной мысли текста — ее идеально передает сцена из девятого номера серии:
— История о двух людям. Учителе и его ученике. О художниках.
Так вот, ученик думал, что он лучше учителя. И решил бросить ему вызов. Вызов художников. Нарисовать лучшую картину. Целый год они рисовали свои картины. И вот они встречаются на глазах у людей. Они стоят. Перед ними толпа. Каждый принес свою картину.
И вот ученик срывает занавес со своей картины. За целый год нарисовал всего несколько гроздей винограда. Немного. Штук шесть. Не больше. На блюде или на чем-то вроде того. И ученик встал так гордо, выпрямил спину. А толпа удивляется:
"Что? Виноград? Хорошая картина, но разве он лучше учителя? Он вообще в своем уме? Или просто не смог справиться с заданием?"
И толпа перестала обращать на него внимание и просто начала смотреть на небо... А там летело несколько птиц. Ну, ты понимаешь. И эти птицы полетели прямиком к картине. А затем эти птицы начали клевать картину. Пытались съесть виноград, потому что он был очень хорош. Он был идеален. Птицы не понимали, что это рисунок. Они считали, что это самый настоящий виноград.
И толпа обезумела. Начала ликовать и аплодировать! А ученик стоял и улыбался, показывая на птиц. Он выиграл, он понимал это. Так что он повернулся к учителю, указывая на его картину. И говорит:
"Вот и все. Это не обязательно... Но покажите, что находится под вашим занавесом".
А учитель отвечает...
"Под каким занавесом?"
Данная притча в полной мере демонстрирует всю сказочность истории жизни и смерти Скотта Фри, порой, как и птицы, не осознающего своих поступков, полагаясь на слепую веру и ее отсутствие. Почти всю первую половину серии Скотт проявляет свой нигилизм по отношению к Новому Генезису и войне с Дарксайдом, пытаясь таким образом защитить себя и любимых. Проще говоря, для Фри "отрицание" = "свобода".
Это значение остается верным вплоть до рождение Джейкоба, в момент которого Скотт осознает пускай нереальность происходящих событий, но ответственность за мир вокруг него, ответственность за своего ребенка и близких людей.
И вот, побеждая Дарксайда, Скотт просто смиряется: со своим суицидом, с играми сознания, дающими подсказки о "фальшивости" мира; с "другим цветом глаз" Барды. Он принимает покой и счастье, которое отрицал даже будучи мертвым. Скотт Фри получает свой персональный "рай".
Самое смешное: притча выше — выдумка, целью которой была скрасить аристократический диалог богов. Не было ни художников, ни вызова. Так может и к нереальности происходящего стоит относиться проще? Что бы не происходило вокруг нас — оно реально настолько, насколько мы сами. И пускай хоть клиническая смерть, хоть кома, хоть "сон собаки" — это не отменяет нас самих, наши инстинкты и характер. Пускай Скотт Фри хоть миллион раз труп, даже после смерти он любит свою семью.
Это главное для Тома Кинга. Про это "Mister Miracle". Про семью и любовь.
— Хорошее лучше плохого, так что Бог — это что-то хорошее. Сила лучше слабости, так что Бог — это сила. Добро лучше зла, так что Бог — это добро. Если существует выбор, то Бог — лучшее решение. Он лучший из лучших. Существовать лучше, чем не существовать. Так что Бог существует.
Быть здесь лучше, чем не быть здесь. Так что Бог здесь.
Дабы не пропустить новые тексты советую подписаться на мою группу в ВК, в которой, помимо статей, вы можете познакомиться с индустрией комиксов поближе.
Отдельное спасибо за работу над переводом комикса на русский ресурсу "Supercomics" и конкретно Петру Малиновскому.