Мы продолжаем обсуждать тему монашества с Гайденко Павлом Ивановичем, д.и.н, председателем ред. совета журнала "Палеоросия. Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях".
- Что происходит, если монах решает вернуться в мир? Как ему дальше строить отношения с церковью?
- Конечно, такое есть. Но для начала определимся, что значит «вернуться в мир»?
Во-первых, многие монахи служат на приходах (в миру) и замены им нет и не будет, поскольку нередко эти приходы бедны, тяжелы и женатые священники там не выживают.
Во-вторых, многие монастыри живут только благодаря допуску в свою жизнь паломников и прихожан, что в ряде случае просто противоречит канонам. Например, в мужской монастырь не имеют права входить женщины, дети, юноши, а в женский – мужчины и дети. Только на этом основании большинство монастырей могут быть покинуты насельниками. Я уже не говорю о практике венчания мирян на территории монастырей…
В-третьих, монашествующие в силу каких-то обстоятельств оставляют служение, уходят за штат и трудятся в миру в качестве преподавателей, занимаются научной работой, бизнесом и т.д. Есть и такое развитие ситуации. Безусловно, в ряде случае возникает корпоративный остракизм. Это не делает чести ревнителям обличений, поскольку за такими поступками скрываются непростые ситуации, в которых церковной иерархи порой не хватает мужества и мудрости признать свои ошибки.
- Что же происходит после выхода в мир?
- Если монах по каким-то причинам стал трудиться в миру, но формально не нарушает своих обетов и не разрывает своей связи с церковью, ситуация вокруг него и в отношении сделанного им шага рано или поздно приобретает понимание. Здесь я бы предпочел не комментировать дальнейшее, поскольку необходимо рассматривать конкретные ситуации. В противном случае вопрос и ответ утрачивают смысл.
- Ну а если совсем прекращает...
- Бывают случаи, когда иноки слагают с себя обеты. Здесь можно только сожалеть. Отношение таких лиц с церковью, как правило, непростые. Знаю один такой случай. Могу сожалеть, что решения о постригах порой принимаются поспешно. И эта спешка порой принадлежит постригающим. Однако надо сказать, что даже если инок вступил в брак, но раскаялся и вернулся, он принимается как монах. Сложнее, если он священник. В этом случае его ожидает запрет на служение.
- А почему монах может им остаться?
- Монашество снять невозможно, как нельзя перестать быть христианином даже, если человек отступил. Но это отдельная тема, которая имеет различные варианты разрешения в каноническом праве. Правда, Требник Петра Могилы допускает возможность снятия монашества, но этот ритуал явно западного происхождения и не получил поддержки в православной среде, поскольку противен духу монашеского братолюбия, призывающего инока скрывать под своей мантией согрешающего брата. Но история знает случаи отказа от насильственного пострига.
- Как это происходило?
- В истории домонгольской Руси известен случай насильственного пострижения киевского князя Рюрика и его супруги.
Однако как только обидчик скончался, князь тут же сверг свои монашеские одежды и вернул себе стол. Это именно тот случай, когда монашество было принято в результате насилия. В подобных случаях обеты даны под угрозами и считаются незаконными. Правда, нерушимость монашеских обетов далеко не всегда виделась крепкой и обязательной. Многое зависело от отношения к постригам современников.
В истории Печерского монастыря запечатлены случаи, когда князь и его боярин оказывались признавать нерушимость постригов своих любимцев, ушедших в обитель. Поэтому можно заключить, что вопрос о «вечности» монашеских постригов в различных исторических и социальных условиях мог решаться по-разному.
Между тем, необходимо понимать, что есть мнение церковных канонов, и есть ситуация, возникающая в особых историко-культурных обстоятельствах.
- Спасибо Вам, Павел Иванович за цикл наших бесед на эту непростую тему. А нашим читателям напомним:
Цикл бесед о монашестве:
Часть 1. Монашество
Часть 2. Почему люди уходят в монастырь
Часть 3. Легко ли жить в монастыре