Т. Рот: Министр иностранных дел Франции, председательствующей в ЕС, господин Кушнер выразил недавно озабоченность, что следующим конфликтом может быть Украина, а именно Крым и Севастополь...Является ли Крым и Севастополь такой целью для России?
В.В. Путин: Крым не является никакой спорной территорией. Там не было никакого этнического конфликта - в отличие от конфликта между Южной Осетией и Грузией. И Россия давно признала границы сегодняшней Украины. Мы, по сути, закончили в общем и целом наши переговоры по границе. Речь идет о демаркации, но это уже технические дела. Вопрос о каких-то подобных целях для России, считаю, отдает провокационным смыслом.
Интервью В.В.Путина Первому каналу телевидения Германии «АРД» от 29 августа, 2008
19 февраля 1954 года решением Президиума Верховного Совета СССР Крымская область была передана из РСФСР в состав Украинской ССР. Давайте выясним причины такого решения и вопрос о территориальной принадлежности Крыма.
Причины передачи
Необходимость передачи Крымской области в состав Украинской ССР в соответствующем указе объяснялась
«общностью экономики, территориальной близостью и тесными хозяйственными и культурными связями между Крымской областью и Украинской ССР».
Так звучала официальная формулировка, теперь узнаем о других точках зрения.
- Издание указа часто называют личной инициативой тесно связанного с Украиной Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва. Украинский историк Юрий Шаповал считает, что данное утверждение не соответствует истине и гораздо большую роль в передаче Крыма сыграли более влиятельные на тот момент Маленков, Ворошилов, Каганович и другие члены Президиума ЦК КПСС.
- Как считают некоторые исследователи, эта передача оказалась вынужденной мерой из-за имевшей место, по мнению этих исследователей, тяжёлой экономической ситуации на полуострове, вызванной послевоенной разрухой и нехваткой рабочей силы после депортации крымских татар. По мнению других исследователей, утверждение о «тяжёлом экономическом положении» Крыма перед присоединением к УССР не соответствует действительности — к 1954 году крымская экономика уже достигла довоенного уровня развития, а по промышленному развитию — превзошла довоенный уровень.
- По мнению же историка Марка Крамера, с помощью передачи Крыма Хрущёв собирался изменить этнический состав УССР в сторону увеличения доли русского населения, подрывая тем самым базу для развития украинского национализма, а также заручиться поддержкой украинской номенклатуры в борьбе за власть с Георгием Маленковым.
- Приводятся также доводы о желании советской номенклатуры преподнести подарок УССР в честь празднования 300-летия Переяславской рады (собрание казаков в 1654 году во главе с Богданом Хмельницким, где было принято решение об объединении территории Войска Запорожского с Русским царством, закрепленное присягой на верность царю).
Последствия и территориальные споры
Так как мы упомянули версию, что целью передачи Крыма был этнический вопрос, то давайте взглянем на демографию. С одной стороны, после передачи Крыма доля русских на Украине в целом повышалась после каждой переписи до 1989 года. Даже после 1989 года доля русских в области снизилась на 8,8 %, а украинцев — всего на 1,5 %. (ссылка на более подробную статистику будет в комментарии ниже)
Ещё более противоречива языковая эволюция области. Несмотря на рост доли украинцев, доля формально считающих родным украинский язык продолжает снижаться, с 13,1 % в 1989 до 10,3 % в 2001 г. Эта цифра не учитывает г. Севастополь, 6,6 % населения которого считает родным украинский.
Дискуссии о возвращении территории.
1 октября 1991 Президиум Верховного Совета Крыма выступил с заявлением, в котором назвал акт передачи Крыма Украине в 1954 году совершённым «без учёта мнения народа», и, отметив, что в сложившейся ситуации «мы не считали бы оправданным ставить сегодня вопрос о пересмотре границ», призвал «уважать право крымчан строить свою государственность на основе референдума, если это будет вызвано изменением политической ситуации». 22 ноября парламент Крыма рассматривал возможность обращения к президенту СССР Михаилу Горбачёву с просьбой об отмене указа Президиума ВС СССР 1954 года о передаче Крыма в состав Украинской ССР, однако решение принято не было
21 мая 1992 Верховный Совет РФ принял постановление, которое объявило постановление Президиума ВС РСФСР от 5 февраля 1954 года о передаче Крымской области в состав УССР «не имевшим юридической силы с момента принятия» как «принятое с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры». Внесённый 21 мая 1992 года проект постановления предполагал также предложить правительству РФ отменить постановление Совета Министров РСФСР о передаче Крыма и внесение на рассмотрение Съезда народных депутатов вопроса об отмене закона 1954 года об исключении Крымской области из Конституции РСФСР, однако в итоговый документ эти положения не вошли — вместо этого российский парламент постановил, что из-за конституирования последующим законодательством РСФСР факта передачи Крымской области и заключения между Украиной и Россией двустороннего договора от 19 ноября 1990 года,
в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, и закрепления данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ, считает необходимым урегулирование вопроса о Крыме путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения.
28 января 2003 года Россия и Украина подписали договор о государственной границе (вступил в силу после ратификации обоими государствами в апреле 2004 года), в котором Крымский полуостров признается частью Украины. Кстати этот договор был удален с сайта Кремля, поэтому ссылка на украинский ресурс, где документ представлен на двух языках.
Правовая сторона вопроса
Изменение территории республик не входило в полномочия Президиума Верховного Совета СССР, определявшиеся статьёй 49 Конституции СССР; согласно статьям 14, 31, этот вопрос находился в ведении Верховного Совета СССР, который 26 апреля 1954 года утвердил указ своего Президиума о передаче Крыма в состав Украинской ССР и внёс соответствующее изменение в союзную конституцию.
Согласно статье 18 действовавшей на 1954 г. Конституции СССР и статьям 16, 19, 22 и 23 Конституции РСФСР 1937 года, территория РСФСР не могла быть изменена без её согласия, дать которое мог высший орган государственной власти — Верховный Совет республики. Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 21.05.1992, Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 05.02.1954 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР», как принятое с нарушением Конституции (Основного закона) РСФСР и законодательной процедуры признано не имевшим юридической силы с момента принятия.
Конституция Украины и Конституция Автономной Республики Крым определяют АР Крым как неотъемлемую часть Украины; при этом любые изменения, вносимые в Конституцию АР Крым, должны утверждаться Верховной Радой Украины, а вопрос изменения границ Украины может решаться только на всеукраинском референдуме, назначаемом Верховной Радой Украины. Произошедшее в 2014 году присоединение Крыма к Российской Федерации было осуществлено без проведения всеукраинского референдума и не признаётся Украиной и большинством стран-членов ООН
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новый материал. Все ссылки внизу. Статья не претендует ни на какое мнение, все тезисы о статусе закреплены официальными документами, с которыми вы можете ознакомиться.