Народному артисту России Владимиру Качану очень повезло: он успел–таки представить московской публике свою новую книгу «На костылях любви» ещё до ограничительных мер. Презентация сборника рассказов состоялась незадолго до драконовских мер, предпринятых властями Первопрестольной против распространения коронавируса.
Так что зал книжного магазина в самом центре российской столицы был полон. Отметим, что Владимира Качана всегда отличало хорошее чувство юмора. Недаром он с детства дружил и даже учился в одной рижской школе с популярным сатириком Михаилом Задорновым, который в своё время тоже отправился покорять Москву.
750 дней без женской ласки
— Почему у книги столь необычное название — «На костылях любви»?
— Все просто: так называется один из рассказов. В нем встречаются два пожилых лица, которые уже ни на что не надеются в этой жизни. Они спокойно ее доживают. Но потом им все–таки улыбается надежда. И в конце они обретают какое–то свое личное счастье.
Мне вообще это свойственно: я хочу, чтобы все кончалось хорошо. Это касается любого моего рассказа. Хотя открою секрет: изначально книжка должна была называться иначе, а именно: «Чисто конкретно про любовь».
Однако издатель сказал, что многие подумают, что я кокетничаю с блатником. Что ж, со стороны виднее. Может, кое–кто действительно так бы и понял. Хотя название у меня родилось после встречи с одним мужиком на пляже.
Я увидел у него необычную татуировку: «750 дней без женской ласки». Понятно, где он находился все это время. А в итоге у меня родился рассказ. Его герой — чисто конкретный. Да и разговаривает он в книге тоже на чисто конкретном языке.
Задорнизмы и качанушки
— Вас знают прежде всего как актера. Причем не только играющего, но также исполняющего свои песни. Вы снялись в десятках фильмов, сыграли немало ролей на театральных подмостках. Но, оказывается, вы уже давно пишете.
— Свою предыдущую книжку я представлял здесь же вместе со своим другом детства Задорновым. Когда стали перечислять все виды моей бурной деятельности, Миша сказал, что таким образом получается, что Качан — это человек без определенных занятий.
«На костылях любви» — это уже седьмая моя книга. Я член Союза писателей России. Не знаю, зачем, но я действительно член. А еще у меня тринадцать дисков с песнями. Из них два совместных — с Лешей Кортневым и с тем же Задорновым, который был свидетелем того, как мы с Леней Филатовым сочиняли песни.
Когда Миша переехал в Москву, то перевелся из Рижского политехнического института в Московский авиационный. Но в МАИ он совсем не пропадал — скажем прямо. А пропадал он в общаге Щукинского театрального училища, а конкретно — в нашей комнате. Я его со всеми перезнакомил.
И понеслось! В какой–то момент родилась пластинка «Задорнизмы и качанушки». В ней сначала шла моя песня, а потом монолог Задорнова, затем снова моя песня и опять его монолог. Получилось целое концертное выступление. Хотя пластинку часто называют аудиокнигой.
Я и сегодня не могу сказать, какой род деятельности у меня на первом плане. Все зависит от обстоятельств. Иногда слишком много спектаклей, тогда превалирует театр. А порой неделями сидишь за письменным столом. Или вдруг на первое место выходят песни. Скажу откровенно: я запел не от хорошей жизни.
В театре всегда получал мало. Так что приходилось подрабатывать. За концерты давали намного больше, чем за спектакли. Я жил всегда на это. А за книжки никогда много не получал. У меня же не крутой любовный роман и не детектив с сумасшедшим тиражом.
«Почему пишу? Читать нечего!"
— Какой род деятельности — ваш самый любимый?
— Литературный. Пусть тираж у книжки будет всего пара тысяч. Но мне действительно больше всего на свете нравится писать. В этом я отдаю себе отчет. В чем могу признаться и вам.
Иногда спрашивают, зачем я пишу. Обычно отшучиваюсь, вспоминая старый анекдот. «Почему я стал писателем? Да потому, что читать нечего!» — ответил так один литератор. Почему люди сочиняют? Кто–то — для известности и славы. Кто–то — для того чтобы похвалили, кто–то — для внимания со стороны девушек.
А я отвечаю предельно откровенно: пишу не ради каких–либо дивидендов, а мне действительно интересно. Хочется этим заниматься без всяких «почему». Очень нравится складывать слова в фразы, которые затем превращаются в мысли.
Я даже не думаю об оплате. Сколько дадут, столько и нормально. К сожалению, часто другие виды деятельности не дают мне заниматься любимой литературой. Съемки и спектакли нередко отнимают все время. Обычно я откладываю свою письменную деятельность на лето.
Если, опять–таки, нет гастролей или каких–либо других сопутствующих дел. Тогда я уединяюсь на даче и за месяц могу освоить какой–то крупный объем текста. Тут ведь надо сесть, погрузиться — а дальше покатит. Главное, чтобы никто не отвлекал.
Мне не нравится писать урывками. Иначе не поймать вдохновения. Иногда вскакиваю в 3 часа ночи, потому что пришла какая–то фраза. Или родился интересный образ. Точно так же у меня и с музыкой. Если что–то зазвучало в голове, надо записать, чтобы не забыть.
«Юность Бабы–яги»
— Какая из семи книг вам нравится больше всего?
— Наверное, лучше всего об этом знают читатели. Обычно говорят, что самой яркой была первая — «Роковая Маруся». Книжка выдержала семь переизданий, включая иностранные языки.
Если говорить о моем мнении, то я не имею такой дурной привычки перечитывать свои произведения. Как–то не тянет. У меня даже нет любимого рассказа. Надо быть, наверное, полным идиотом, чтобы на чем–то остановиться. (Смеется.)
Могу лишь сказать, что мне особенно нравится третья книжка — «Юность Бабы–яги». Название придумал Филатов и мне его подарил. Согласитесь, классное название. Оно как–то само по себе стимулирует. Леня мне предложил: «Напиши сказку».
А в итоге получился роман. Причем со вполне реальным персонажем. Это целый детектив о современной жизни. Кого там только нет: экстрасенсы, бандиты... А главная героиня — сногсшибательная красотка, обладающая колдовскими чарами, - поведал Владимир Качан.
— Поздравляем с выходом очередной книги. Желаем дальнейших творческих успехов!
Читайте другие материалы автора:
Михаил Задорнов: «Сноудену мой низкий поклон!»
«Гламур уже устарел", - говорит историк моды Александр Васильев
Раймонд Паулс жалуется на жизнь: готов занять денег у Игоря Крутого
11 вопросов Михаилу Задорнову. И его 11 ответов
Михаил Задорнов: "Не дайте себе заглохнуть!"
Елена Бомбина - жена Задорнова
Гарри Польский: «Я стал для Задорнова глазами и ушами»
"Он стал соавтором самого Михаила Задорнова"
"Михаил Задорнов о Валентине Пикуле, геях и Пугачёвой"
Давайте дружить: ставьте лайки, подписывайтесь, делитесь в соцсетях и читайте другие материалы на канале "Дмитрий Март: мои статьи"