По сравнению с той угрозой, которую пандемия нового коронавируса несет мировой экономике, социальной стабильности и, в первую очередь, человеческим жизням, проблемы индустрии развлечений кажутся относительно второстепенными. Впрочем, эффект от постигшего планету кризиса в ней зафиксировали одним из первых — начиная с отмен массовых мероприятий самого разного толка и заканчивая почти полной остановкой производства нового контента. Последствия же пандемии, по прогнозам экспертов, в сфере развлечений будут ощущаться годами — причем в число тех, кто пострадает от них сильнее всего, входят не только небольшие и независимые компании, но и гигантские концерны вроде голливудских студий. «Лента.ру» рассказывает, как киноиндустрия переживает происходящее в мире — и что ждет ее дальше.
уже к середине марта кинотеатры закрылись более-менее по всему миру — и даже Каннский фестиваль, до последнего державшийся за традиционные даты проведения в середине мая, несмотря на отмены и уходы в онлайн всех остальных весенних и июньских киносмотров, объявил о вынужденном переносе на неопределенный срок. К началу апреля остановились и все еще продолжавшиеся съемки фильмов и сериалов на планете — а вместе с этим в очень щекотливой ситуации оказались и все киношники, которые на этих съемках были или должны были быть задействованы. А теперь под угрозой оказался и весь летний кинопрокат — если в предыдущие недели студии объявляли о переносе или отмене релизов, намеченных на апрель и май, то вслед за ухудшением ситуации с коронавирусом в США Голливуд, очевидно, перешел к более пессимистичному прогнозу и принялся отменять и переносить и летние премьеры.
Совершенно точно можно утверждать, что классического летнего сезона блокбастеров в его привычном виде в этом году уже не будет
31 марта все свои большие релизы с лета аж на 2021 год п
перенесла компания Sony Pictures. Еще раньше начали сдвигать свои фильмы в прокате Disney и принадлежащий ему Мarvel, как и другие голливудские мейджоры — Warner Bros. и Universal. Исторически именно летний сезон приносит киноиндустрии больше всего денег — около 40 процентов всей годовой выручки. По подсчетам Forbes, если кинотеатры будут закрыты как минимум до июля, то убыток одного только американского кинобизнеса составит не меньше 4 миллиардов долларов — и это если брать в расчет исключительно кинопрокат. Потери от остановки съемок и производства нового контента подсчету пока не поддаются — но как считают эксперты, составят по меньшей мере еще несколько миллиардов. На этом фоне опубликованное еще 18 марта обращение американской Ассоциации владельцев кинотеатров к властям с просьбой о финансовой поддержке выглядит логичным — только в области кинопоказа в США занято 150 тысяч человек. Те же проблемы, естественно, испытывают кинотеатры и по всему остальному миру.
Какие фильмы пострадали
Первым глобальным блокбастером, дата выхода которого сдвинулась из-за пандемии коронавируса, стал 25-й фильм бондианы «Не время умирать», само название которого оказалось несколько неуместным на фоне происходящего по всему миру кошмара. Теперь вместо 2 апреля предполагавшаяся последней для Дэниела Крэйга в роли агента 007 картина выйдет 25 ноября. Вскоре ответственная за международный релиз «Не время умирать» студия Universal объявила и о еще более радикальном переносе другого своего блокбастера — «Форсаж 9» съехал с 22 мая аж на 2 апреля 2021 года. Фильмы же Universal, которые вышли на экраны в марте прямо перед закрытием кинотеатров в США, Европе и России и толком не успели заработать на кассовых сборах — речь о фэнтези-триллере «Человек-невидимка», сатирическом хорроре «Охота» и экранизации Джейн Остин «Эмма», — были в спешном порядке выпущены онлайн. разу шесть фильмов за последние недели марта перенес Disney — и пока эти ленты остаются без даты релиза. Это игровая версия мультфильма «Мулан» (должен был выйти 27 марта), продолжение «Людей Икс» «Новые мутанты» (3 апреля), сай-фай хоррор «Оленьи рога» (17 апреля), комиксный блокбастер вселенной Marvel «Черная вдова» (1 мая), экранизация Чарльза Диккенса «История Дэвида Копперфильда» (8 мая) и детектив «Женщина в окне» (15 мая). Примеру коллег последовали в Warner Bros., перенеся комикс-сиквел «Чудо Женщина 1984» с 5 июня на 14 августа (и по мнению некоторых экспертов, расчет на новую дату уже кажется чересчур оптимистичным) и мюзикл «На высоте», который должен был выйти на экраны 26 июня. Последней из крупных студий приступила к действиям Sony Pictures — в последний день марта студия объявила о том, что на конец 2020-го и начало 2021-го будут перенесены почти все крупные летние релизы компании, а именно антигеройский комикс с Джаредом Лето «Морбиус» (с 31 июля на 19 марта 2021-го) и «Охотники за привидениями: Наследники» (с 10 июля на 5 марта 2021-го). Пока что остается заявленным на 16 июля 2020-го новый «Человек-паук» — но считается, что и он может в итоге оказаться перенесен.
Еще большее число крупных и ожидаемых зрителями по всему миру релизов столкнулись с проблемами из-за пандемии уже на стадии съемок или подготовок к съемкам. Так студии были вынуждены, уже отсняв часть материала, остановить работу над сиквелами «Аватара» и «Матрицей 4», новым «Бэтменом» с Робертом Паттинсоном и очередным «Парком юрского периода», марвеловским комиксом «Шан-Чи и легенда десяти колец» и байопиком отца сестер-теннисисток Уильямс «Король Ричард», «Макбетом» Джоэла Коэна и «Последней дуэлью» Ридли Скотта, «Аллеей Кошмаров» Гильермо Дель Торо и «Счетчиком карт» Пола Шредера.
Что будет дальше?
Самым очевидным способом хоть как-то минимизировать потери от схлопнувшегося кинопроката для некоторых студий стал перевод релизов в онлайн. Так Universal, помимо вышеупомянутого спешного выпуска в стриминговых сервисах «Человека-невидимки», «Эммы» и «Охоты», объявила о том, что 10 апреля (то есть в ту же дату, когда лента должна была появиться в кинотеатрах) в сети появится семейный сиквел «Тролли. Мировой тур» — в 2016-м первый фильм франшизы заработал в мировом прокате почти 347 миллионов долларов. Последуют ли примеру другие студии, пока не ясно, но эксперты индустрии уже говорят о разворачивающейся у нас на глазах революции, предсказывая, что благодаря пандемии Голливуд может (к чему компании-мейджоры стремились уже давно) добиться уменьшения традиционных окон между кинотеатральными и стриминговыми премьерами своих картин — в Америке такое окно обычно составляет 90 дней, а, например, во Франции и вовсе 3 полных года — и, более того, сохранить новое статус-кво и после окончания кризиса.
Что ясно точно, так это то, что таких потрясений киноиндустрия, по крайней мере, в Америке, не знала больше 100 лет: последний случай такого массового закрытия кинотеатров по большей части страны относится к 1918 году и эпидемии «испанского гриппа». Тогда за этим последовали фундаментальные изменения всей индустрии: маленькие компании и продюсеры, которые слишком осторожно реагировали на смену обстановки, в итоге обанкротились и вышли из бизнеса, а кинопроизводство и кинопоказ оказались сосредоточены в руках нескольких больших студий, которые в следующие пару десятилетий и сформировали тот голливудский ландшафт, который сохранился по сей день. Теперь, в 2020 году, перед индустрией снова стоит необходимость менять незыблемые на протяжении многих лет стратегии работы. Стоит также и заметить, что судьба гигантских концернов — ничто по сравнению с судьбами тех людей, на невидимом труде которых во многом держались десятилетиями сверхприбыли киностудий и которые из-за остановки экономики остаются сейчас без работы, а вскоре могут лишиться и средств к существованию. Их число в американской киноиндустрии составляет больше 200 тысяч — а по всему миру наверняка превышает миллион человек.