Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Противостоящие Америке страны продолжают инвестировать в противокосмические системы вооружений

Во время процедуры испытаний орбитальный испытательный аппарат X-37B выруливает на линию полета 30 марта 2010 года на объекте Astrotech в Тайтусвилле, штат Флорида.
Во время процедуры испытаний орбитальный испытательный аппарат X-37B выруливает на линию полета 30 марта 2010 года на объекте Astrotech в Тайтусвилле, штат Флорида.

Четыре крупнейших американских противника инвестируют в системы, которые смогут выводить на орбиту антиспутниковые системы, включая лазерные системы уничтожения, аппараты с ядерной энергоустановкой и спутники, обеспечивающие непрерывное слежение за американскими космическими аппаратами. Согласно ежегодному докладу «Глобальный потенциал противокосмических систем» (Global Counterspace Capabilities) , опубликованному Фондом «Безопасный мир», Россия, Китай, Иран и Северная Корея изучают противокосмические возможности – кинетические или некинетические способы выведения антиспутниковых систем в космос. Defense News получил эксклюзивный предварительный отчет, который будет доступен в открытой печати позже и был отредактирован Брайаном Уиденом и Викторией Самсон.

Впервые в доклад включены данные о возможностях стран в области «космической ситуационной осведомленности» (space situational awareness – SSA) – то есть способности стран отслеживать то, что движется по различным орбитам. Согласно докладу, Япония и Индия являются двумя странами, которые вкладывают значительные средства в эту область, в то время как Иран, по-видимому, отстает. «Это направление работ очень важно, потому что вы не можете защититься от того, что вы не можете видеть», – сказала Самсон, директор вашингтонского офиса организации, – «Это не означает, что развитие потенциала SSA является признаком работ в рамках наступательной противокосмической программы, поскольку есть много причин, по которым вы хотели бы иметь такую возможность. Но это необходимо, если вы хотите перейти в наступление». Она также подчеркнула тот факт, что в прошлом году четыре страны с инвестициями в противокосмические системы – Индия, Япония, Франция и США – создали новые военные организации специально для решения связанных с космосом вопросов, в том числе уделяя особое внимание, по крайней мере, частично, усилиям по борьбе со спутниками. Кроме того, в декабре Североатлантический союз объявил космос «оперативной областью». Два высших офицера ВВС намекнули на Космическом симпозиуме этого года, что американские военные предпримут наступательные действия в космосе, если потребуется сдержать врага. Лидеры ВВС по космическому сдерживанию так и заявили: – «В какой-то момент мы должны нанести ответный удар».

Подавляющее большинство противокосмических систем находится на вооружении в России, Китае и Соединенных Штатах, но другие страны также финансируют в подобные программы. Франция, Индия, Япония, Иран и Северная Корея – все они, как известно, по крайней мере, вкладывают усилия в борьбу с космической угрозой, будь то с помощью программ баллистических ракет или некинетических средств, таких как кибератаки. Самый яркий пример противоспутникового оружия в прошлом году показала Индия, которая в марте запустила баллистическую ракету, нацелив ее на один из своих спутников. В результате попадания он был взорван, а шрапнель осколков от него попала на низкую околоземную орбиту.

Итак, идет ли гонка противокосмических вооружений? Авторы говорят, что нет, по крайней мере, в контексте гонки ядерных вооружений, когда каждая страна пытается сопоставить свой потенциал с потенциалом другой страны. Вместо этого, как выразился директор организации по программному планированию Уиден, «речь идет о развитии целого ряда наступательных и оборонительных возможностей с тем, чтобы идти за космическими средствами противника, защищая свои собственные. И, к сожалению, это неизбежно, потому что все больше и больше стран используют космос в военных целях. Это вызывает повышенный интерес к тому, как противостоять этим видам вооружений». Самсон добавила, что «если вы хотите, чтобы вас считали крупной космической державой, недостаточно иметь собственные спутники, или возможность запускать их, или даже возможность запускать спутники других стран. Вы должны иметь свой собственный потенциал противокосмических сил».

Большая тройка. Когда в прошлом году представители Пентагона и Белого дома говорили о необходимости создания Космических Сил, лидеры подчеркивали растущую угрозу в космосе. «Несмотря на все их позерство о том, кто вооружает космос, большая тройка работает над множеством одних и тех же технологий и делает много одних и тех же вещей», – сказал Уиден, – «В особенности это касается операций по сближению с находящимися на орбитах спутниками (rendezvous and proximity operations – RPO), где противоспутниковые аппараты могут маневрировать вблизи спутниковых систем другой страны». Большая тройка в данном случае – это Китай, Россия и Соединенные Штаты.

Китай провел несколько маневров со своими системами космического базирования, которые могут быть связаны с RPO, но трудно сказать, разрабатываются ли дальше эти возможности для использования в целях разработки противоспутниковых систем, а не для сбора разведданных, говорится в докладе. Уиден сказал, что когда речь заходит о китайских возможностях, можно отметить, что он сосредоточился на развитии наземных противоспутниковых систем оружия. По его мнению, это не удивительно, учитывая, что Китай объявил себя игроком в технологиях противокосмической обороны, уничтожив один из своих собственных спутников в 2007-м году.

Пекин инвестирует деньги в целых три кинетических противоспутниковых потенциала в качестве специализированных противоракетных систем или в качестве систем противоракетной обороны среднего курса, которые могли бы обеспечить противоракетные возможности, говорится в докладе. «Они были надежно протестированы и, похоже, оперативно развернуты», – сказал Уиден об этих возможностях, – «До тех пор, пока США все еще полагаются на небольшое количество очень дорогих спутников в LEO, я думаю, что это будет значительным сдерживающим фактором».

В то время как Китай часто становится объектом публичных комментариев со стороны чиновников министерства обороны, Уиден сказал, что будет следить за Москвой, поскольку он был «шокирован широтой российских противокосмических программ. Несмотря на все беспокойство и шумиху в США по поводу Китая, Россия, похоже, больше всего вкладывает в противокосмические программы. Эти усилия включают в себя систему Nudol, баллистическую ракету наземного базирования, предназначенную для перехвата целей на низкой околоземной орбите; три различные программы, ориентированные на развитие возможностей в области RPO; возрождение программы 1980-х годов, включающей большой лазер, чтобы ослепить или повредить спутник, перевозимый транспортным самолетом Ил-76МД-90А; недавно обнаруженную программу под названием Ekipazh, которая включает ядерный реактор для питания большой полезной нагрузки для постановки помех на орбите; и то, что Уиден описывает как «массовую» модернизацию возможностей SSA.

«Все это создает очень мощный, более функционально интегрированный и более испытанный в бою пакет, чем то, что я вижу в Китае», – предупредил он. Он добавил, что общественное внимание к Китаю является «частью более широкого нарратива, который администрация Трампа пытается протолкнуть, поскольку Китай является долгосрочной угрозой, на которой они хотят сосредоточиться. Это также помогает протолкнуть космические полеты и исследования».

Что касается Соединенных Штатов, то их военные больше сосредоточились на SSA и оборонительных противокосмических возможностях. Эта тенденция, по словам Уидена, связана с тем, что Америка наиболее зависима от космоса и поэтому должна «защищать свои возможности, если она надеется выиграть будущий конфликт против России или Китая». Американские возможности SSA, по-прежнему, находятся далеко впереди остального мира, что вовсе не означает, что США отказываются от инвестиций в создание противокосмических средств. У Америки есть целый ряд вариантов радиоэлектронной борьбы в космосе, включая доказанные возможности глушения вражеских приемников в пределах зоны боевых действий; средства с возможностями RPO; и оперативные перехватчики противоракетной обороны среднего курса, которые были продемонстрированы в работе против низкоорбитальных спутников. Кроме того, есть планы инвестировать в прототипирование направленных энергетических возможностей для космоса.

Одна из возможностей для наблюдения – это программа X-37B, космический самолет, который совершил пять полетов на орбиту и обратно на землю. В общей сложности космические аппараты провели на орбите 2865 дней в общей сложности за пять своих полетов, причем их последний полет состоял из 780 дней в космосе — более двух лет. Военно-воздушные силы держали в секрете полеты Х-37В, часто широко обсуждая их, проводя эксперименты в космосе; аналитики уже давно полагали, что набор миссий имеет, по крайней мере, какое-то отношение к противокосмическим возможностям. Это убеждение было только укреплено тем, что произошло во время его последней поездки, во время которой исследователи полагают, что он был использован для запуска трех небольших систем кубических габаритов, которые не были зарегистрированы в международных базах данных слежения.

«Секретное развертывание нескольких малых спутников вызывает дополнительные вопросы о миссии X-37B. это предполагает, что X-37B может иметь миссию служить скрытой платформой для развертывания спутников. «Секретность, окружающая как X-37B, так и само развертывание спутников, может указывать на то, что они являются частью тайной разведывательной программы, но это также может указывать на тестирование наступательных технологий или возможностей», – указывают авторы доклада, – «Неспособность каталогизировать развернутые спутники, то, что США обязаны делать даже для засекреченных военных и разведывательных спутников, ставит под сомнение достоверность общедоступных данных SSA, предоставляемых американскими военными».

И это создает потенциальные дипломатические проблемы, в то время как потребность в открытых дискуссиях о космическом потенциале между странами должна расти, предупредила Самсон. «Русские и китайцы всегда указывали на секретность, окружающую программу X-37B, как на свидетельство злых намерений Соединенных Штатов», – сказала она, – «Тот факт, что США выпустили объекты из X-37B и не зарегистрировали их, абсолютно вписывается в эту историю и вызывает волновые эффекты, которые вредят другим многосторонним дискуссиям по космической безопасности и стабильности».

Аарон Мета