Конечно, заказать откатные ворота можно и в профильной компании, но цена за их услуги не всегда демократична. Поэтому я сегодня расскажу, как сэкономить и самостоятельно установить откатные ворота своими руками, с пошаговой инструкцией, от эксперта с многолетним опытом.
Откатные ворота (по-другому, сдвижные ворота), практичный и не дорогой тип ворот. Они не сжирают пространство перед собой. Зимой, вам не придется расчищать сугробы перед двором. А на будущей установке автоматики, получится существенно сэкономить.
В этой статье поделюсь всеми немаловажными тонкостями, о которых многие даже не догадываются, но которые существенно влияют на безопасность, практичность и надежность ваших будущих ворот.
Содержание:
- В чем преимущество откатных ворот
- Особенность конструкции, пережитки прошлого и главные недостатки
- Выбор комплектующих – мифы и реальность
- Изготовление полотна ворот
- Подготовка силовой рамы и фундамента
- Выбор автоматики – дорого, не значит качественно
- 5 секретов для безопасности, практичности, долговечности
В чем преимущество откатных ворот
Прежде всего, стоит сказать, что откатные ворота — это очень удобные ворота, которые не требуют места перед собой, для открытия. Для узких улиц, откатные ворота настоящая панацея и чуть ли не единственный вариант, из-за частой невозможности установки распашных ворот. Зимой, вам не придется разгребать сугробы перед ними. А бережно оставленный соседом автомобиль, возле вашего двора, останется в целости и сохранности. Сама конструкция довольно простая и надежная. Монтаж не требует специальных навыков, но требует силы (мы используем манипулятор с подъемным краном), из-за того, что полотно ворот в сборе весит довольно много, даже при небольших проемах ворот. Еще одним преимуществом, можно считать не дорогую автоматику для откатных ворот. Такая автоматика, выйдет вам в несколько раз дешевле, чем, например, автоматика для распашных ворот.
Типы конструкции, пережитки прошлого и главные недостатки
Теперь подробно остановимся на конструктивных особенностях откатных ворот и почему мой выбор пал на консольные откатные ворота. Это особенно важно, если откатные ворота вы собираетесь делать своими руками
А какие виды откатных ворот вообще существуют?
Рельсовые. В проеме ворот устанавливается рельса. Обычно это круглая труба или уголок, развернутый своей вершиной вверх. На полотне закрепляются ролики, которые перемещаются по рельсе. Одним из недостатков такой конструкции, является сама рельса в проеме. Вы любите лежачие полицейские на дорогах города? Предположу, обожаете))) А теперь представьте, что вам как минимум несколько раз в день, придется преодолевать, вами же созданной препятствие. Но это мелочи. Главной же проблемой, можно считать, попадание на рельсу снега, песка и грязи. Ваши ворота, непременно, рано или поздно сойдет с такой рельсы, и произойдет железно-воротная катастрофа. Встречаются «гении», в качестве рельсы, использующие швеллер, плоской частью вкопанный в землю. То-есть, каждый раз, когда им необходимо открыть ворота, нужно произвести чистку желоба. Особенно это «круто» зимой. Очень удобно, не правда ли?
Еще одним недостатком, непременно можно считать отсутствие заводских комплектующих. Вам придется знатно походить по местному рынку, в поисках необходимых деталей. И если рельсу, можно подобрать на металлобазе, то с роликами придется проявить фантазию.
Другой тип откатных ворот — рельсово-подвесные. По сути, это разновидность предыдущего типа. Только в этом случае, рельса с уровня поверхности, перенесена в самый верх. Забивание грязью, теперь не сильно актуально. Но появилась новая проблема – ограничение проема по высоте, со всеми вытекающими. В готовом исполнении, найти тоже вряд ли получится. Кто-то применяет заводскую консольную систему. Используя силовую балку как рельсу, а ролики… ну собственно в качестве роликов. Как один из вариантов, сойдет. И несмотря на то, что такой вариант довольно давно проверен, не стоит забывать, что при проектировании консольной системы, она рассчитывалась совсем на другие нагрузки. На нагрузки сжатия, а не растяжения. Так что используя консольную систему, не так как предполагалось заводом изготовителем, вы делаете это на свой страх и риск.
Ну и теперь, мой любимый тип ворот, консольно-откатные. По мне это самый современный тип откатных ворот. Не лишённый, тем не менее, недостатков. Но обо всем по порядку. Такие ворота крепятся за пределами проема, поэтому сам проем останется совершенно «чистым». Рельсы в проеме, вы не увидите. Также такие ворота, как правило, открываются значительно легче самоделок. Буквально одним пальчиком, а не ломом. Это конечно, может быть и недостатком, если ворота, вы используете в качестве силового тренажера. Компоненты ворот, вы можете купить уже готовые. И стоят они, кстати, не так уж и дорого. Например, в нашей компании, комплект для ворот весом до 400кг, стоит всего 11000р. Как считаете, много это или мало, учитывая, что вы устанавливаете ворот не на один год?
Главным же недостатком, откатных консольных ворот, является то, что им нужно достаточно много места для отката. Если у вас узкий фасад участка, то вам такие ворота, вероятно, не подойдут. Рассчитать это просто. Полотно ворот должно быть на 40% больше чем сам проем. То-есть, если у вас, допустим, проём 4 метра, то полотно ворот должно быть, минимум 5,6 метров. Соответственно для отката, столько вам и понадобится. И это, помимо ширины поема. Соответственно, наименьшая допустимая ширина фасада, в вашем случае, это 9,6 метров (4 + 5,6). Если же ваш участок позволяет вам развернуться, то вы вполне прочувствуете все преимущества откатных ворот.
Читайте также: Подъемные ворота в гараж - разновидности ворот
Еще одним недостатком, можно считать то, что под воротами должна быть твердая поверхность – асфальт, бетон или тротуарная плитка. Грунт, щебень или тем более песок, крайне нежелателен. Почему? Об этом мы поговорим в последней главе.
Выбор комплектующих – мифы и реальность
Зачастую, от выбора комплектующих, зависит насколько, ваши будущие ворота, будут долго и беспроблемно служить вам. Например, у нас в компании, мы давно остановили свой выбор, на консольной системе от российского производителя Doorhan. Этот бренд давно зарекомендовал себя, в качестве изготовителя различных ворот и комплектующих отличного качества, и не просто так является одним из общепризнанных лидеров. Но и многие другие производители, в условиях жесткой конкуренции, пытаются не отставать. Так что, выбор производителя, это ни так уж и важно. Но стоит обратить внимание, на сами детали, об этом чуть позже. А сейчас, разберем, из-чего же состоят консольных откатные ворот:
- Полотно ворот
- Опорные столбы и/или силовая рама
- Несущая балка
- Роликовые опоры
- Направляющие ролики
- Ловители
- Торцевые крышки для балки, одна из которых с роликом
- Электропривод для откатных ворот
Выбирая комплектацию, обратите внимание на то, чтобы опорные ролики, направляющие ролики, ловители и крышки для балки, должны быть обязательно качественно оцинкованы, в противном случае, через несколько лет детали покроются ржавчиной. Последствия, думаю, объяснять не нужно?
По мне, не стоит останавливать свой выбор, на роликовых опорах, с роликами из полимеров, проще говоря из пластмассы. Они немного дешевле, но стоит вспомнить, вы ворота делаете качественно и для себя или так, для галочки? Какая бы качественная пластмасса не использовалась, думаю никто не будет спорить, что стальные ролики, на порядок прочнее и долговечнее. А заверения продавцов, что мол стальные ролики при работе шумнее, то я думаю разницу вы даже не заметите. В любом случае, ворота работают довольно бесшумно.
Еще, стоит обратить внимание, на то, чтобы в роликах использовались качественные подшипники, иначе через несколько лет, придется снимать ворота, для замены подшипников или даже роликовых опор в сборе.
У каждого производителя, существует несколько различных комплектов консольной системы, для ворот различного веса. Например, у всё того же Дорхана, есть комплекты для ворот до 350кг, до 400, 600 и 1200 кг. Стоит использовать консольные системы, хотя бы с небольшим запасом. Но намного важнее, применять рекомендации производителя, касаемо максимально допустимой ширины проёма. И опять-таки, лучше брать с запасом.
Изготовление полотна ворот
Как уже писал выше, полотно ворот, должно быть на 40% длиннее, чем проём. Этот «хвост» нужен для крепления полотна и используется как противовес. Есть одна хитрость, если вам уж край как нужно сделать противовес длиной меньше, чем эти 40%, то допускается использование более мощной консольной системы. И напротив, если у вас позволяет место, то можно использовать более «слабую» консольную систему, увеличив длину противовеса. Больше рычаг, меньше нагрузка на балку. Только тсс, я вам этого не говорил. Ну и конечно, опять-таки, стоит понимать, делать так совсем не желательно и только в качестве вынужденной меры.
Рамку ворот обычно изготавливают из профильной трубы, размером не менее чем 60х40. Внутреннюю обрешетку можно сделать из трубы 20х20. Изготовление противовеса ворот, допускается как треугольной формы, для уменьшения затрат на металл, так и прямоугольной. Это на ваше усмотрение. И конечно, особое внимание стоит обратить на качество сварных швов, особенно внутренних. Силовая рама приваривается или прикручивается к нижней части полотна по всей длине.
Металл лучше сразу прогрунтовать, еще до сварки. А после сваривания, просто подкрасить места сварки. В противном случае, на стыках металла, со временем могут появится потеки ржавчины, а это совсем не эстетично.
Подготовка силовой рамы и фундамента
Подготовка опорных столбов или силовой рамы очень важный момент. От этого напрямую зависит, насколько ваши ворота будут безопасны.
Для небольших ворот и ворот с противовесом треугольной формы, допускается использование двух столбов. В других случаях, устанавливают три столба. Два, соответственно для крепления полотна, и один ответный столб. Ямы для столбов, стоит копать глубиной, не менее чем глубина промерзания в вашем регионе + 20см., но не менее 80 см, если вдруг, вы из южных регионов. Ширина и длина ямы, по + 20 см от столбов. То-есть, если допустим опорные столбы из трубы 10х10см, установлены на расстоянии 200см, то яма должна быть длиной 240 см (200см + 20см+20см) и шириной 50см (10см + 20см + 20см). Опорные столбы, не лишнем будет, связать в нижней части ямы. Это желательно, но не обязательно. На нулевом уровне вашего двора, приваривается швеллер, шириной не менее 16см, плоской частью вверх. Именно на него устанавливаются опорные ролики и соответственно сами ворота.
Читайте также: Подъемные автоматические гаражные ворота
Направляющие ролики крепятся в верхней части опорных столбов. Стоит оставить небольшой запас, между кронштейном ролика и полотном ворот, в случае, если необходимо будет ворота приподнять.
Ловители крепятся на ответном столбу, и служат для жесткой фиксации полотна ворот в закрытом состоянии.
Пару слов, о регулировки ворот по уровню. Откатные ворота двигаются не параллельно земле, а по небольшой дуге, из-за собственного веса. Мы обычно, пытаемся выровнять их параллельно поверхности, в закрытом состоянии.
Выбор автоматики – дорого, не значит качественно
Откатными воротами можно вполне пользоваться и без электропривода. Но согласитесь, намного приятней открывать ворота, всего лишь нажав кнопку на пульте, не выходя из автомобиля. В особенности, если на улице «не летная» погода.
Принцип работы автоматики для откатных ворот, довольно прост. На полотно крепится зубчатая рейка. На самом же электроприводе имеется шестерня, которая входит в зацепление с рейкой и тем самым, перемещает полотно ворот. Особое внимание стоит обратить на то, чтобы, согласно инструкции, между зубчатой рейкой и шестерней электропривода, был зазор в 1-2 мм. В противном случае шестерня быстро износится, а может и повредятся внутренние элементы привода.
Теперь перейдем к вопросу выбора автоматики для откатных ворот. Лидером в производстве приводов для ворот, можно назвать итальянцев. И зная это, многие покупатели прогадывают. Далеко не вся итальянская автоматика одинаково хороша. Если говорить про выбор итальянских приводов, я несомненно рекомендовал бы Roger Technology. На мой взгляд, это лучшее что можно купить на сегодняшний день. Хотя бы потому, что я не знаю другого производителя, который использовал бы в конструкции привода только металл. Обычно применяют полимер. Но Роджер, автоматика совсем не бюджетная. Если же выбирать, что ни будь подешевле, то я бы обратил внимание, все на тот же Doorhan. Из моего опыта, это совершенно беспроблемные приводы для ворот, которые созданы в России и для России. И даже, если с ними, когда ни будь что ни будь случится, вы всегда найдете на него запасные части, по весьма невысокой цене. И да, я считаю, что автоматика Дорхан, превосходят по надежности и характеристикам, очень многих итальянцев.
5 секретов для безопасности, практичности, долговечности
Переходим к заключительной, но очень важной части статьи. Чтобы откатными воротами можно было безопасно пользоваться долгие и долгие годы, нужно воспользоваться несколькими секретами.
Во-первых, я уже говорил, что откатные ворота, не желательно применять, если поверхность вашего двора, не покрыта асфальтом, бетоном или плиткой. Дело в том, что ветер со временем «набивает» песок в несущую балку и ворота начинаю буквально клинить. Это случается даже от небольшого количества песка, так как опорные ролики плотно соприкасаются с балкой. Такое однажды произошло у одного клиента, еще на заре моей карьеры. Мы голову сломали, из-за чего клинят ворота. Это продолжалось, пока не почистили внутреннюю сторону балки от попавшего туда песка.
Во-вторых, при монтаже ворот, опорные ролики не стоит приваривать намертво к швеллеру. Приваривайте болты, а уже на болты прикручивайте ролики, используя две гайки. Как бы зажимая площадку роликов между гайками. Это необходимо, для дальнейшей регулировки ворот, как по высоте, так и по уровню. Использовать крепление через болты, стоит и при монтаже электропривода. Кстати, лучше применять болты чуть меньшего диаметра, чем отверстия в крепежной пластине. Дело в том, что идеально ровно приварить болты вряд ли получится, а в случае использования болтов немного меньшего диаметра, вы сможете отрегулировать ролики более точно. А это важно, для минимизации износа.
В-третьих, что я бы порекомендовал. Вернее, рекомендовал бы этого не делать, так это смазывать солидолом или подобной липкой смазкой, опорные ролики и зубчатую рейку. Причина, все тот же песок, который обязательно начнет «нагло приставать» к смазанным элементам. И вместо уменьшения износа деталей, вы получите многократное его увеличение.
Четвертое. Противовес ворот, вместе с основным полотном, лучше тоже обшить. Не стоит оставлять места, в которых сквозь полотно, возможно просунуть конечности. Можно остаться и без них. К сожалению, в практике моих коллег, такое случалось.
Ну и наконец пятое. НЕ экономьте на безопасности! В особенности, если у вас откатные ворота с электроприводом. Очень легко, они могут превратится, в достаточно мощный пресс. Позаботитесь об установке фотоэлементов безопасности. Это два датчика, которые устанавливаются с разных сторон проема. Между ними инфракрасный луч, при пересечении которого, человеком или автомобилем, ворота немедленно прекратят своё движение. Также, стоит прикупить сигнальную лампу, которая сообщит окружающим, о начале движения ворот.
Откатные ворота, особенно изготовленные своими руками, не просто так завоевывают все большую и большую популярность во всем мире. Они практичны, надежны и в случае использования рекомендаций, еще и совершенно безопасны. Комплектующие для консольных сдвижных ворот, а также автоматику, вы можете приобрести, обратившись в нашу компанию «КС Автоматик», по телефону +7 962 015-1000 или по e-mail ks26@inbox.ru.
Если вам, необходима бесплатная консультация, вы также можете написать на почту ks26@inbox.ru, с пометкой консультация.
Для вас эту статью написал и подготовил Евгений Набока