Найти тему
Жизнь Дари ♥

Стипендия на учёбу в магистратуре в Чешской республике и поступление в чешский университет.

Итак, до конца января я подала все нужные документы на стипендию ( об этом можно почитать здесь) и стала ждать июня. А впереди было еще очень много чего интересного.

4 основных шага к стипендии, которые нужно было пройти:

🔸️ С 1 декабря 2019 года по 31 января 2020 года: подача онлайн-заявки на получение стипендии - было сделано

🔸️ Февраль - июнь 2020 года: подача заявок в вузы

🔸️ Май - июль 2020 года: вступительные экзамены и собеседование в университете.

🔸️ Июнь 2020 года: окончательный отбор стипендиатов - проводится независимой отборочной комиссией, состоящей из проректоров университетов-партнеров, но на сколько я помню, участие в решениях принимали также и сами представители фонда.

Брно, июль 2019
Брно, июль 2019

Курсы шли, чешский улучшался с каждым днём. Я старалась ловить каждый момент, разговаривать с приветливыми бабульками в трамвае по пути на курсы, слушала постоянно чешские песни, видео и подкасты.

Для тех, кто у меня спрашивал, было ли мне страшно - было, адски(!), был ли языковой барьер - был, очень большой! Но я знала, зачем мне нужно себя преодолевать каждый день. Я старалась делать всё сразу - учила новые слова и проговаривала их в контексте. Очень часто я шла на маленькую хитрость ( учащим язык на заметку) - спрашивала что значит слово или целое выражение и чехи мне в ответ выдавали всегда целый рассказ. Для них это было просто часть разговора, а для меня целое аудирование 😄. Я не упускала ни одной возможности разговорить себя: будь то в трамвае, поликлинике, с хозяевами квартиры, где я снимала комнату, в кафешке с официантами и даже просто в магазинах с продавцами.

Чехи вообще довольно приветливы и общительны, что касается особенно иностранцев. Мне, правда, часто говорили мои русские знакомые-парни, что это просто потому, что я симпатичная девочка. Но как тогда объяснить, что в университете двумя моими подругами были чешка и словачка?

Итак, наступил март. Пришло время определяться с вузами, куда бы я хотела подавать приглашки ( чешск. přihláška - подача заявки в университет, обычно в онлайн-формате, где ты просто вводишь свои данные и регистрируешься). Я выбрала два ВУЗа и 3 специальности (по-нашему, это кафедры). Вообще, я хотела подаваться только на две, но судьба распорядилась по-другому.

Стипендиальный фонд предоставлял каждому участнику по 2 бесплатные приглашки в любые университеты Южной Моравии (единственный крупный город этого края - Брно). Я собиралась подаваться в Технический университет в Брно и в Чешский технический университет в Праге на одинаковые специальности - Энергетика. Так как пражскую приглашку пришлось оплачивать самостоятельно (500 Kč = ~25$), то у меня в запасе осталась еще одна бесплатная приглашка от стипендиального фонда.

Я не хотела кроме энергетики больше никуда, поэтому решила так: прочитаю на сайте о других существующих на электротехническом факультете программах. На ту, что больше всех приглянётся, и подамся. Глаз положила я сразу на одну специальность - Электротехническое производство и инженерия материалов. Прекрасно помню, что меня тогда в этой программе привлекло, знакомые предметы и 10% предметов с экономики. Больше с того момента, как подала документы на неё, до самого поступления я и не вспоминала даже название специальности.

Следующим шагом были назначенные в мае экзамены чешского языка. Для поступления в любой ВУЗ на магистратуру нужно иметь уровень не меньше, чем В2. На бакалавра раньше принимали и с меньшим уровнем знания, но с меньшим уровнем сложно сдать нострификацию школьного аттестата и вступительные экзамены в университеты. Поэтому сертификат чешского для иностранцев является обязательным условием ( я не буду рассказывать просто "запасные специальности, куда можно пройти без чешского" типа виноделия, т.к. слышала, что с первого же курса потом ребята вылетают оттуда).

Экзамены при курсах должны были проходить с одним из наших учителей и приглашённым учителем из комиссии. А сейчас ещё один лайфхак, который мне удалось провернуть :).

Эту учительницу из комиссии я очень хорошо знала, потому что провела на её курсах чешского дополнительные полгода в параллель к основным курсам.

Брно, март 2020
Брно, март 2020

Еще в начале учебы в ноябре я почувствовала, что мне не хватает наших занятий (а занимались мы 4 дня в неделю по 4 академ. часа ) и я стала искать, как же исправить ситуацию. Дома прорабатывать ещё больше материала уже было невозможно, нужно было его применять на практике. Тут то я и узнала о курсах для второгодников.

Вообще, реальным второгодником там никто не был, это скорее была группа ребят с другими типами виз, которые приехали и стали сразу подрабатывать. Я спросила в студийном отделении, если можно дополнительно ходить и к ним тоже. Пани Оливова (так звали ту учительницу из комиссии) мне ответила, что проверит мой разговорный чешский и уровень знаний на тот момент, тогда и решит. Она пригласила меня на консультацию. На следующий день меня протестировали и моего уверенного разговорного уровня оказалось достаточно, чтобы разрешить ходить со “второгодниками”. Влилась я быстро, т.к. очень уж мне нравился быстрый темп их учёбы и много разговоров на абсолютно разные темы.

Эти курсы были совершенно другие. Мы каждый раз готовили небольшие 15-минутные презентации, где должны были освещать любую интересующую нас тему. Эти занятия проходили по вторникам. Итого на курсах в этот день я проводила по 5 часов с перерывом на краткий перекус.

У второгодников также как и у всех было два учителя, просто часов учебных было меньше. Ко второй учительнице по субботам я тоже со временем начала ходить. Она-то и подготовила меня к реальной жизни. Это была первая чешка, которая говорила очень быстро, монотонно и без остановки. Помню, как в начале я злилась на себя, что не всё улавливаю и часто упускаю мысль. Но потом я поняла, что это чудесная практика! В университете ни один преподаватель не будет ради одной меня медленно вести лекцию и проговаривать все слова. Если Вы послушаете чешскую речь, то она непрерывная и всегда.очень монотонная. К слову, на лекциях я всегда пыталась не уснуть именно из-за того, что такой темп речи самый усыпляющий.

Продолжение следует.... ✍