Смешать, но не взбалтывать "10 негритят", "Пилу" и "Куб". Добавить группу неудовлетворённых жизнью колонистов с оригинальным набором тараканов в голове. Обильно приправить религией. Поместить на необитаемую планету в далёком уголке космоса. Следить за развитием событий.
⠀
"Лабиринт смерти" Филип К. Дик (1970 год).
13 колонистов разных профессий и возрастов, не особо довольных своей работой и жизнью, с Божьей помощью (буквально) получают направление на работу и особые инструкции для путешествия на неизвестную и странную планету, в крошечную, только что созданную, колонию. Путь к месту назначения должен быть пройден строго на космическом носаче, который осилит дорогу только в одну сторону. Цель и задачи колонии неизвестны, до момента сбора всех участников.
⠀
И вот, когда все колонисты наконец-то собираются вместе, начинается самое интересное.
⠀
Смерть, галлюцинации, насекомые-шпионы, дома-миражи, растения (животные? хитрые механизмы?) копировальные машины, раны и увечья, секретная организация, погони, психоз, смерть.
А ещё в этом мире буквально "живут" Боги, которые слушают молитвы на радиочастотах и отвечают на них, ходят по земле и советуют обычным людям какой космический корабль им лучше выбрать. И даже иногда напоминают простым смертным, что пришло время посетить психотерапевта.
⠀
В этом романе психоделические пейзажи, диалоги и сюрреалистические сцены вполне уютно уживаются с детективной линией, где необходимо скорее вычислить убийцу "пока нас тут всех не прикончили!". Каждый из персонажей - по своему харизматичная и выдающаяся в своем сумасшествии личность. С сюжетом тоже песня - стоит повествованию хоть немного выровняться, автор лихо подсыпает ещё "човообщетворится" и "вотэтоповоротов" - и вроде только читатель разобрался с происходящим и успел переварить новые данные, как Филип Дик подкидывает ещё горстку миражей, странных похитителей, неожиданных смертей и психоделичных событий.
⠀
Потихоньку эти горстки собираются просто в громную гору из галлюцинаций, какой-то фантастики и набора, на первый взгляд несвязных сцен, и кажется, что Дик в край долбанулся под ЛСД и добраться до какой-то адекватности сквозь всю эту вакханалию просто невозможно.
⠀
Но каков финал! Все ниточки аккуратно подрезаны, скручены в один клубок и преподнесены читателю, перевязанные алой ленточкой. И вот вообще вопросов к автору нет, разложил всё и логично обосновал. Да, может остаться несколько не совсем раскрытых вопросов, но они наоборот добавляют произведению глубины - читателю точно будет о чем поразмыслить после прочтения.
И да, очень хотелось бы посмотреть на этот роман на большом экране, если его когда-нибудь экранизируют.