Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

История одной фотографии

В истории Великой Отечественной войны существует много эпизодов, запечатленных на фото или снятых на кинокамеры, ставших "образцово-показательными". Но очень часто про то, при каких обстоятельствах были сделаны те или иные кадры, люди либо не знают, либо забывают. Зато "образцово-показательный" эпизод можно вставить в любой фильм или программу, ведь он украсит ее.

Горящий немецкий танкер "Sassnitz", входивший в конвой Pi.274, и разлившееся из него топливо после удара штурмовиков 8-го ГШАП 26 марта 1945 года. Аэрофотосъемка гвардии лейтенанта П.Д. Лаврика
Горящий немецкий танкер "Sassnitz", входивший в конвой Pi.274, и разлившееся из него топливо после удара штурмовиков 8-го ГШАП 26 марта 1945 года. Аэрофотосъемка гвардии лейтенанта П.Д. Лаврика

Снимок или фрагмент кинопленки с горящим германским танкером, помещенный на заставке данной публикации, относится именно к таким и довольно часто появляется на экранах или на страницах изданий. Именно это заставило авторов собрать советские и немецкие документы и попытаться восстановить то, что произошло с этим судном, запечатленным на фото.

Весной 1945 года до победы оставалось недолго... Самолеты ВВС КБФ наносили удары по немецким кораблям и судам в Балтийском море с целью нарушения судоходства противника.

Одним из самых важных конвоев, снабжавших войска противника, являлись те, что шли в Либаву, ставшую центром снабжения Курляндской группировки противника, численность которой к марту 1945 год достигала порядка 100 тыс. человек. Отрезанные от снабжения по суше, немцы могли рассчитывать лишь на морской транспорт.

Подводные лодки и самолеты ВВС КБФ постоянно атаковали корабли и суда, шедшие в Либаву, и добились целого ряда успехов в борьбе с судоходством противника.

После атак ВВС КБФ по конвою 12 марта 1945 года, приведших к потоплению транспорта "Gerrit Fritzen" (1761 брт) и повреждению транспорта "Stormarn" (1459 брт), командование германского флота приняло решение использовать на данном маршруте только быстроходные суда, способные дойти из Пиллау до Либавы за ночь и не попасть под удары советской авиации, либо же проводить конвои при плохих метеоусловиях.

На утро интересующего нас 26 марта 1945 года, боевой состав ВВС КБФ насчитывал 613 боевых самолетов в совтаве четырех дивизий: 8-1 минно-торпедной Гатчинской Краснознаменной авиационной дивизии (далее 8-я МТАД), 9-й штурмовой Ропшинской Краснознаменной ордена Ушакова I ст. авиационной дивизии (9-я ШАД), 11-й штурмовой Новороссийской дважды Краснознаменной авиационной дивизии (11-я ШАД), 1-й Гвардейской истребительной Выборгской Краснознаменной авиационной дивизии (1-я ГИАД).

Разведывательными данными эти авиадивизии обеспечивал 15-й отдельный разведывательный Таллинский Краснознаменный авиационный полк (далее 15-й ОРАП).

Правда,две дивизии (9-я ШАД и 1-я ГИАД) находились в стадии перебазирования и поэтому в событиях того дня приняли участие весьма ограниченно. Главными же участниками событий стали самолеты 8-й МТАД (командир - полковник М,А. Курочкин) и 11-й ШАД (командир - полковник Д.И.Манжосов).

Первая из них являлась ударной силой ВВС КБФ и на утро 26 марта1945 года располагала пятью полками: 1-й Гвардейский минно-торпедный Краснознаменный авиационный полк (далее 1-й ГМТАП), насчитывающий 19 самолетов - 11 А-20-Ж (исправных 7) и 8 Ил-4 (исправных 7); 51-й минно-торпедный Таллинский авиационный полк (51-й МТАП), имевший 23 А-20-Ж (исправных 16); 12-й Гвардейский пикировочно-бомбардировочный Таллинский авиационный полк (12-й ГПБАП) с 43 Пе-2 (исправных 36); 14-й вардейский дважды Краснознаменный авиационный полк (14-й ГИАП) с 27 исправными Як-9 и 21-й истребительный Краснознаменный авиационный полк (21-й ИАП) с 34 Як-9 (исправных 28).

Самолеты 1-го ГМТАП, 51-го МТАП и 21-го ИАП, в основном, базировались на аэродроме Грабштейн ,12-го ГПБАП и 14-го ГИАП - на аэродроме Дрэсен.

Боевая задача, поставленная командующим ВВС КБФ для 8-й МТАД на утро 26 марта, вяглядела следующим образом.

Из журнала боевых действий ВВС КБФ

С рассветом 26.03.45 полным составом торпедоносцев и топмачтовиков уничтожать конвои противника на коммуникации Либава, Данцигская бухта, Свинемюнде. При возможности вылета с аэродрома Дрэсен нанести ряд последовательных ударов самолетами Пе-2 с пикирования КРКР в Данцигской бухте с целью их уничтожения. Уничтожения КРКР провести совместно с 7 ШАП 9 ШАД, которые вам придаются на время операции. Идею решения доложить шрифтом к 06.00 26.03.45. Все удары по ТРТР и боевым кораблям производить по данным ВР с тщательным доразведыванием и обязательным наведением из состава 8 МТАД. Последывательными ударами групп торпедоносцев и топмачтовиков добиваться полного уничтожения обнаруженного конвоя. Не распылять средства по ряду конвоев, зря боезапас не расходовать, особенно торпеды.

© И.В. Борисенко, А.Д. Латкин

Германский танкер "Sassnitz", обнаруженный авиаразведкой ВВС КБФ 26 марта 1945 года. Аэрофотосъемка гвардии лейтенанта П.Д. Лаврика
Германский танкер "Sassnitz", обнаруженный авиаразведкой ВВС КБФ 26 марта 1945 года. Аэрофотосъемка гвардии лейтенанта П.Д. Лаврика

Продолжение статьи в 109 выпуске сборника "Гангут"