Найти тему
КОНСТАНТИН МОРОЗОВ

Искусство писать жалобы. Несколько важных советов

Одним из механизмов защиты прав является жалоба. Давайте рассмотрим ситуацию на примере недобросовестного судебного пристава, которому нереально дозвониться, чтобы попасть на прием, нужно ждать 2-3 часа в коридоре, а ваши обращения он сразу же выкидывает в корзину. Вместо судебного пристава может быть директор школы, участковый, в общем, любое должностное лицо.

На самом деле, писать жалобы это целое искусство. Тут нужна шахматная стратегия. И даже не в написании грамотной жалобы, а в механизме поведения. Почти каждый может написать вполне обычную жалобу, в которой изложить все своими словами, но эта жалоба, зачастую, бывает проигнорирована, выброшена в мусор, или же на нее придет левая отписка не по теме.

Чтобы добиться максимальной эффективности, есть две стратегии:

1. ЗАВАЛИТЬ ЖАЛОБАМИ

На нерадивого чиновника пишем всем подряд. Путину, Медведеву, в Гос. Думу, в Совет Федерации, Генеральному прокурору, районному прокурору, Министру МВД, начальнику областной полиции, а также во все вышестоящие структуры, в случае с судебным приставом это ФССП и областное (городское) управление ФССП. В случае с директором школы это Департамент Образования и Управление образования.
Понятное дело, все эти жалобы массовым потоком будут стекаться вниз, из разных источников, с просьбой провести проверку. Но, в некоторых случаях, подобная массовость пугает чиновников. Это дает понять чиновнику серьезность ваших намерений, и то, что вы не отступитесь, поэтому лучше все-таки пойти вам навстречу, чем отписываться по каждому поводу и копить ворох жалоб для последующей проверки.

2. ЖАЛОВАТЬСЯ ЮРИДИЧЕСКИ ГРАМОТНО

Как жаловаться юридически грамотно? Закон таков, что вы должны взбираться по лесенке вверх, от начальника к начальнику со своими жалобами. Т.е. пишем на пристава жалобу его руководителю. Ответ не устроил, пишем руководителю вышестоящего подразделения (приложив копии ответов пристава и его начальника), и т.д., вплоть до высших уровней руководства, но строго по лесенке.

3. ОХ УЖ ЭТА ПРОКУРАТУРА

В некоторых случаях можно писать параллельно в прокуратуру. Помним, что прокуратура может "поиметь" почти всех, но им это редко интересно. Обычно они перенаправляют вашу жалобу все тому же руководителю. Но бывают случаи, когда они все же реагируют (например, защита прав ребенка или инвалида). Для профилактики, можно написать туда, но в 99% случаев - бесполезно. Но, все равно пишите, иногда, если жалоба приходит из прокуратуры, некоторые начальники пугаются.

4. СУД

В любой момент можно обратиться в суд и признать действия/бездействия должностных лиц незаконными. Это максимально эффективно, этого боятся, но это сложновато для обычного гражданина.
Плюс это 2-3 месяца, минимум. Приставы, например, очень этого боятся. Чаще всего, они делают все как надо и приносят в суд документы, что все исполнено и нет оснований для удовлетворения ваших требований, и суд отказывает, т.к. ваши требования уже исполнены.
Кому интересно, гуглим "административное исковое заявление".

ТЕХНИЧЕСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ:
Жалобы можно писать как по почте, так и через интернет-приемную на сайте нужной организации. Можно массово рассылать раз в месяц, потратив на это полдня, а можно раз в несколько дней тратить на жалобу в ту или иную инстанцию 10 минут. Кроме того, когда текст у вас уже готов, много времени не уходит. Главный принцип - под лежачий камень вода не течет. На мозг чиновника нужно капать-капать-капать.

У чиновников хороший иммунитет на жалобщиков, заявителей, просителей. Если вышеперечисленные пункты явно не помогают, чуть корректируем стратегию - узнаем, кто начальник чиновника, и пишем жалобы на него, типа не выполняет надлежащим образом свои обязанности, не контролирует сотрудников, допускает нарушения прав граждан, прошу проверить его на соответствие занимаемой должности, а также на предмет наличия халатности и преступного бездействия. Начальников такие жалобы раздражают, свою злость он может выразить на исполнителе, заставив его все-таки соблюсти ваши права.