На соревнованиях фестиваля «INCLUSIVE DANCE 2018» бросались в глаза яркие красно-белые куртки ребят из ижевской студии танца «Бродвей–инклюзив» с эмблемой лебедя – символа Удмуртии. Разговор с руководителем этой студии Жанной Дмитриевой получился интересным и обстоятельным.
– Как все началось? Со встречи с Аней Тимофеевой. Считаю, что это судьба!
Она пришла в клуб, где я вела занятия танцами, на занятия по лечебной физкультуре. В тот день меня попросили позаниматься с ней, и я решила показать ей какие-то танцевальные движения. Я в танцах с 5 лет! Участвовала в соревнованиях, объездила немало стран, создала свой танцевальный коллектив, с которым мы успешно выступали. Ане заниматься понравилось, и мы обе увлеклись – я даже сделала с ней номер, с которым мы решили впервые выйти на большую сцену. Мы не знали, как нас примут зрители. В зале было 200 человек, но прием был замечательный! Стало ясно, что это новое для меня направление – танцы с инвалидами – очень важно. Но только через 2 года к нам на занятия потянулись дети и взрослые с ОВЗ.
Сегодня результат нашей работы – явный, очевидный: за 6 лет поставлено уже 11 инклюзивных танцевальных спектаклей! О нас хорошо знают в Удмуртии.
– Какие танцевальные направления в вашей студии?
– Сейчас в «Бродвей-инклюзив» несколько направлений: спортивно-бальные танцы на колясках, contemporary dance, танцевальная арт-терапия, детская эстрадная студия «Бродвей-кидс» и дуэт «Recovery» – фристайл на колясках. Этот дуэт создала Асия Касимова, моя ученица, чемпионка Удмуртии по хип-хопу, вместе с Натальей Стерховой. Считаю, что надо давать ребятам свободу в танце, возможность самовыражения!
А моя самая первая ученица, Аня Тимофеева, до сих пор занимается в студии. Без громких слов можно сказать, что в танцах она, как и другие участники коллектива, обрела и счастье, и вкус к жизни.
– Жанна, Вы получали какие-то специальные знания по инклюзивному танцу?
– Нет, я скорее действую интуитивно, слышу своих ребят, понимаю, что им нужно. Конечно, я ездила на мастер-классы по танцам в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск. Не все они были связаны с инклюзией, но танец - это универсальный язык общения, на котором можно разговаривать и с людьми с ОВЗ. Считаю, что в этой работе важны вера, любовь и, конечно, призвание!
Своих учеников мотивирую жить в настоящем. И мои танцоры с ограничениями здоровья своим примером учат здоровых людей ценить каждую минуту времени, жить здесь и сейчас. В нашем коллективе здоровых танцоров и людей с инвалидностью (ДЦП, синдром Дауна, черепно-мозговые травмы) – поровну.
Инклюзивный танец вообще меняет отношение ко многим вещам. Глядя на такой танец, здоровые люди приходят к пониманию, что многие важные для них проблемы оказываются ничтожно малы, и это мотивирует их пересмотреть свое видение жизни, ее ценностей.
– Состав вашего коллектива меняется?
– Да, конечно. Просто кто-то уходит, чтобы найти себя в других видах творчества. Ведь танец - это поиск себя.
– Сколько человек занимается в вашей студии?
– У нас занимается 60 человек. А в Москву приехали 13 - участники танцевального номера «Мир, будь ко мне добрее!», который мы представили на этот фестиваль в Москве. Наш номер занял 3-е место в номинации «Современный танец».
– Вы впервые на фестивале INCLUSIVE DANCE?
– Нет, мы выступали на фестивале в 2017 году, вышли в финал и вошли в шестерку сильнейших в импровизации (юниоры и взрослые). Я очень благодарна Леониду Викторовичу Тарасову за этот проект! Это единственный конкурс в России такого уровня и масштаба.
Хочу сказать, что INCLUSIVE DANCE стал для нас стимулом к проведению инклюзивного фестиваля в Удмуртии. И у нас это получилось! Впервые при поддержке фонда Президентских грантов и Благотворительного фонда «Подари ЗАВТРА», заместителем президента по творческим проектам которого я являюсь, в этом году в Ижевске состоялся Первый республиканский инклюзивный фестиваль. В нем участвовали 650 человек. Дети с ОВЗ и их здоровые сверстники соревновались в 5 номинациях: театр, хореография, вокал, киноискусство и декоративно-прикладное искусство.
– 11-17 ноября на вашей родине пройдут Вторые Международные Парадельфийские игры.
– Да, и недавно мы организовали в столице Удмуртии самый большой в мире флеш-моб, посвященный Парадельфийским играм, в котором участвовали 250 детей с ОВЗ и 150 здоровых детей. Этой акцией мы постарались привлечь внимание к такому грандиозному событию.
– Жанна, размах у вас огромный, мероприятия масштабные. И сделано многое. А заветная мечта есть?
– Мечта моя – чтобы благодаря танцам восстанавливались семьи, где растет ребенок – инвалид, чтобы менялось отношение общества к людям с ограниченными возможностями, чтобы люди становились отзывчивее. Танцы – это же не цель сама по себе, это возможность жить в полноценном социуме!
Остается добавить, что первый день соревнований принес команде Жанны Дмитриевой «Бродвей-инклюзив» сразу несколько наград: пара Даниил Созонов (золотоволосый «мальчик-улыбка», в которого нельзя не влюбиться!) и Татьяна Ертахова стала первой в категории «Спортивные бальные танцы. Класс Д», первое место в номинации «Импровизация. Класс Д» завоевал дуэт «Recovery» – огненно-рыжие девушки Наталья Стерхова и Асия Касимова. Пара Сергей Бартов – Регина Габдулганеева стала второй в танцевальной импровизации, класс Д, а дуэт Юферев Игорь – Жанна Дмитриева вошел в шестерку сильнейших также в танцевальной импровизации, класс Д.
Результаты второго дня соревнований тоже впечатляют: у студии «Бродвей-инклюзив» в номинации «Народный танец. Молодежь и взрослые. Пары» – 2 место, в номинации «Современный танец. Молодежь и взрослые. Коллектив» – 3 место. Дуэт «Recovery» в номинации «Современный танец. Молодежь и взрослые. Пары» занял 2 место. Девушки говорят: «Нам не обидно: ведь мы проиграли сильнейшему дуэту из Австрии!»
Что же нужно для победы? Наверное, совсем не обязательно иметь дорогие костюмы, украшенные пайетками или кружевами. Эффектное красное платье с черными вставками, в котором выступала Жанна Дмитриева, было сшито, по ее словам, буквально «из кусочков».
Главное – та внутренняя энергия, драйв и радость, которую получаешь от танца и делишься ею со всеми. А радость, как и блеск пайеток, спрятать невозможно!
Текст: Елена Рябоконь.
Фото: Сергей Циркунов.