Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил о создании группы экспертов, которые будут обсуждать дальнейшую работу альянса в области политики.
По данным пресс-службы Североатлантического альянса, в экспертную коллегию вошли пять мужчин и пять женщин. Возглавят группу экс-министр обороны и бывший глава МВД Германии Томас де-Мезьера совместно с бывшим помощником госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэссом Митчеллом. Как подчеркнули в организации, состав коллегии формировался исходя из гендерного баланса, наличия соответствующего опыта каждого члена и географического расположения стран-участниц блока. Подробный состав группы выглядит так: Энья Далгаард-Нильсен (Дания), Грета Боссенмаер (Канада), Убер Ведрин (Франция), Анна Фотыга (Польша), Томас де Мезьер (Германия), Марта Дассу (Италия), Герни Ферахен (Нидерланды), Такан Ильдой (Турция), Джон Бью (Великобритания) и ВЕСС Митчелл (США).
«Эксперты будут предлагать рекомендации по укреплению единства альянса, по активизации политических консультаций и усилению политической роли НАТО», - сообщили в пресс-службе блока. По словам Йенса Столтенберга, решение о создании подобной группы было связано с прошлогодним высказыванием президента Франции Эммануэля Макрона о «смерти мозга НАТО».
Напомним, как сообщал портал «Военная платформа», президент Франции Эммануэль Макрон в интервью англоязычному изданию The Economist заявил: «НАТО полностью утратила координацию внутри союза, что можно охарактеризовать как "смерть мозга"». Также президент Франции добавил, что Европейскому союзу пора становиться самостоятельной геополитической силой. В противном случае Европе не удастся «контролировать свою судьбу», - подытожил Эммануэль Макрон.
А теперь перейдем к конкретным задачам, точнее направлениям, которые будут затрагивать новые эксперты НАТО в рамках работы созданной группы. Одним из таких станет реформирование самой организации. Причем речь, предположительно идет именно о структуре альянса, а не о конкретной штатной структуре Вооруженных Сил, точнее многонациональных батальонов, которые представляют собой подобие батальонно-тактических групп, расположенных, преимущественно, в странах Прибалтики у границ России.
Следующей задачей экспертов будет – разработка рекомендаций по усилению работы организации, касающейся единства и межгосударственных консультаций на уровне лидеров государств и министров оборонных и внешнеполитических ведомств. Этот вопрос Столтенберг сотоварищи учли не зря, упоминая заявление Макрона, как один из поводов для создания экспертной коллегии. Действительно, разлад в мнениях и взглядах на внешнюю политику альянса среди лидеров стран-участниц за последние годы существенно усилился. На лицо разногласия как по тому, как блок должен выстраивать свой диалог с Россией, так и проводить практические мероприятия, касающиеся усиления военного присутствия в балтийском регионе и странах Африки и Ближнего Востока.
Еще одним направлением работы экспертной коллегии, она же группа (в самом НАТО ее называют по-разному, но смысл подразумевают один) станет «усиление политической роли альянса». В этом плане задумка руководства Североатлантического альянса отчасти оправдывает себя. Так как политика так называемого «сдерживания России», мягко говоря, не работает. А причиной тому – не те методы. Ведь альянс добивается своих целей в отношении России старыми, а зачастую просто топорными методами времен Холодной войны. То есть усиливает свою группировку в Европейском командовании за счет размещения новых многонациональных батальонов в Польше, Литве, Латвии, создавая предпосылки к обострению обстановки из-за потенциальной угрозы национальной безопасности России, так как безосновательно размещает дополнительные силы в непосредственной близости российских границ.
Вместо таких милитаристских шагов, эффективнее будет вести диалог не с позиции силы, заведомо проигрышной, так как путь к конфронтации изначально проигрышен, а с позиции дипломатического и общественного диалога. Каковым и был совет Россия-НАТО до кризиса в отношениях между «Востоком и Западом». Но на данный момент блок только увеличивает свой потенциал, расширяясь не только в личном составе (формирование многонациональных батальонов), но и географически: в этом году состав организации официально пополнила Северная Македония и это, как намекнули в НАТО, не предел.
В любом случае, предварительные итоги работы данной группы будут известны только в начале будущего года, когда по планам руководства альянса будет проходить саммит организации. Но, скорее всего, результаты будут выглядеть в прежнем «милитаристском ключе», направленном на очередной призыв к гонке вооружений и всестороннему сдерживанию России с обвинениями Москвы в нарушении какого-нибудь уже давно не действующего договора.