Часто встречаю бизнесменов, которым ставлю управленческий учёт с нуля, у них есть ощущение "неуправляемости" бизнеса. Как влиять на прибыль, на продажи, на зарплату сотрудников, на закуп?
У разных владельцев примерно одни вопросы:
- Вижу выручку, но не вижу прибыль.
- Закупаемся материалами, а сколько на складе ТМЦ - не понятно.
- Сколько на самом деле зарабатывает бизнес?
- Что сделать, чтобы денег было больше?
Самое время посчитать цифры, чтобы контролировать бизнес. Главное понять принцип, а затем уже с финансистом и бухгалтером создать полноценный управленческий учёт.
Итак, что вы должны видеть в первую очередь, так это обобщённая информация по доходам, расходам, маржинальной прибыли, чистой прибыли и рентабельности.
Подробнее о каждом показателе
Доходы часто путают с поступлением денежных средств (ДС).
Поступления складываются из выручки за этот месяц, за предыдущие периоды (возврат дебиторки), внесённые клиентами авансы, а также поступления по финансовой и инвестиционной деятельности. НО! Это совсем ещё не прибыль компании.
Это денежный поток, его тоже нужно контролировать. В бюджете движения денежных средств отражаются важные данные:
- Остаток ДС на начало периода показывает, сколько денег осталось с прошлого месяца.
- Остаток ДС на конец периода - это остаток на начало месяца плюс все поступления и минус все расходы.
- Чистый денежный поток - все поступления минус все расходы.
Периоды можно взять любые: день, неделя, месяц. Но в начале, пока не разберётесь, отслеживайте каждый день. Важно контролировать деньги, чтобы не уйти в кассовый разрыв.
Прибыль компании (чистая прибыль) рассчитываем как разницу между суммой реализованных товаров/услуг и суммой всех расходов (прямых и косвенных).
Расходы делятся на прямые и косвенные
- Прямые расходы - те затраты, которые непосредственно вы несёте при производстве продукта. Есть продажа - есть расход.
- Косвенные расходы - затраты, которые не могут быть прямо отнесены на себестоимость изготовления продукции. Вы тратите деньги даже если продаж нет: аренда, зарплата секретаря, налоги и т.д.
Маржинальная прибыль считаем так: выручка за реализованные товары/услуги минус прямые затраты (включая себестоимость сырья, логистика, фасовка, роялти, комиссия агентам, которые продают ваш товар)
Маржинальность - отношение прибыли к продажам или к себестоимости
А как вы считаете маржинальность? В зависимости от того, к чему вы её относите, получаются разные значения. Просто примите к работе одну привычную вам "линейку":
Маржинальность продаж - отношение маржинальной прибыли к продажам (выручке).
Маржинальность продукции - отношение маржинальной прибыли к себестоимости (прямым затратам).
Маржинальную прибыль необходимо отслеживать для того, чтобы контролировать себестоимость, и вовремя реагировать на изменения цен. Увидели, что падает маржинальность - работайте с поставщиками, сотрудниками, подрядчиками, снижайте себестоимость. ПРО КАЖДУЮ ЕДИНИЦУ ПРОДУКЦИИ если большой ном ряд, рассчитывайте по номенклатурным рядам, а затем в разрезе каждой единицы.
Рентабельность
Её тоже измеряем либо относительно всех затрат (прямых и косвенных), либо к продажам (к выручке).
Рентабельность продукции - отношение чистой прибыли ко всем затратам
а рентабельность продаж это отношение чистой прибыли к продажам (к выручке)
Все относительные показатели (всё, что заканчивается -ость: "маржинальность", "рентабельность"), нужно отслеживать в динамике из месяца в месяц, от начала года к концу, из года в год, и планировать их на следующие периоды.
Хорошо. Что с этим делать?
Все, что я перечислил выше - это сводные блоки, в которых есть свои статьи, данные по которым нужно методично собирать каждый день.
Но об этом - в следующий раз )