Найти тему

Собрать деньги в кулак обязан каждый владелец бизнеса.

Часто встречаю бизнесменов, которым ставлю управленческий учёт с нуля, у них есть ощущение "неуправляемости" бизнеса. Как влиять на прибыль, на продажи, на зарплату сотрудников, на закуп?

У разных владельцев примерно одни вопросы:

  • Вижу выручку, но не вижу прибыль.
  • Закупаемся материалами, а сколько на складе ТМЦ - не понятно.
  • Сколько на самом деле зарабатывает бизнес?
  • Что сделать, чтобы денег было больше?

Самое время посчитать цифры, чтобы контролировать бизнес. Главное понять принцип, а затем уже с финансистом и бухгалтером создать полноценный управленческий учёт.

Итак, что вы должны видеть в первую очередь, так это обобщённая информация по доходам, расходам, маржинальной прибыли, чистой прибыли и рентабельности.

Подробнее о каждом показателе

Доходы часто путают с поступлением денежных средств (ДС).

Поступления складываются из выручки за этот месяц, за предыдущие периоды (возврат дебиторки), внесённые клиентами авансы, а также поступления по финансовой и инвестиционной деятельности. НО! Это совсем ещё не прибыль компании.

Это денежный поток, его тоже нужно контролировать. В бюджете движения денежных средств отражаются важные данные:

  • Остаток ДС на начало периода показывает, сколько денег осталось с прошлого месяца.
  • Остаток ДС на конец периода - это остаток на начало месяца плюс все поступления и минус все расходы.
  • Чистый денежный поток - все поступления минус все расходы.

Периоды можно взять любые: день, неделя, месяц. Но в начале, пока не разберётесь, отслеживайте каждый день. Важно контролировать деньги, чтобы не уйти в кассовый разрыв.

Прибыль компании (чистая прибыль) рассчитываем как разницу между суммой реализованных товаров/услуг и суммой всех расходов (прямых и косвенных).

Расходы делятся на прямые и косвенные

  • Прямые расходы - те затраты, которые непосредственно вы несёте при производстве продукта. Есть продажа - есть расход.
  • Косвенные расходы - затраты, которые не могут быть прямо отнесены на себестоимость изготовления продукции. Вы тратите деньги даже если продаж нет: аренда, зарплата секретаря, налоги и т.д.

Маржинальная прибыль считаем так: выручка за реализованные товары/услуги минус прямые затраты (включая себестоимость сырья, логистика, фасовка, роялти, комиссия агентам, которые продают ваш товар)

Маржинальность - отношение прибыли к продажам или к себестоимости

А как вы считаете маржинальность? В зависимости от того, к чему вы её относите, получаются разные значения. Просто примите к работе одну привычную вам "линейку":

Маржинальность продаж - отношение маржинальной прибыли к продажам (выручке).

Маржинальность продукции - отношение маржинальной прибыли к себестоимости (прямым затратам).

Маржинальную прибыль необходимо отслеживать для того, чтобы контролировать себестоимость, и вовремя реагировать на изменения цен. Увидели, что падает маржинальность - работайте с поставщиками, сотрудниками, подрядчиками, снижайте себестоимость. ПРО КАЖДУЮ ЕДИНИЦУ ПРОДУКЦИИ если большой ном ряд, рассчитывайте по номенклатурным рядам, а затем в разрезе каждой единицы.

Рентабельность

Её тоже измеряем либо относительно всех затрат (прямых и косвенных), либо к продажам (к выручке).

Рентабельность продукции - отношение чистой прибыли ко всем затратам

а рентабельность продаж это отношение чистой прибыли к продажам (к выручке)

Все относительные показатели (всё, что заканчивается -ость: "маржинальность", "рентабельность"), нужно отслеживать в динамике из месяца в месяц, от начала года к концу, из года в год, и планировать их на следующие периоды.

Хорошо. Что с этим делать?

Все, что я перечислил выше - это сводные блоки, в которых есть свои статьи, данные по которым нужно методично собирать каждый день.

Но об этом - в следующий раз )

А примеры формулы для расчёта этих данных можете взять в этой табличке. Скопируйте её себе и обучайтесь.