106,6K подписчиков

Он едва не убил Жигунова и Боярского. Судьба актёра Владимира Балона

95K прочитали

Актёр и каскадёр Владимир Балон известен как постановщик трюков в фильмах о мушкетёрах и гардемаринах. Как сложилась его судьба?

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Я люблю кино» в Яндекс Дзене, чтобы не пропускать наши новые публикации.

Хилый мальчик

Владимир Балон появился на свет 23 февраля 1937 года в Ленинграде. Он рос хилым и болезненным мальчиком, страдал от бронхиальной астмы и туберкулёза, из-за чего был вынужден учиться в лесной школе-интернате. В седьмом классе Балону надоело быть «дохляком» и он, будучи освобождённым от физкультуры в школе, добыл «липовую» справку и записался в секцию фехтования в Ленинградском дворце пионеров. Занятия спортом так увлекли Владимира, что после школы он поступил в институт физкультуры. В 1958 году молодой спортсмен завоевал титул чемпиона СССР по фехтованию на рапирах среди юниоров, в 1961-м стал чемпионом среди взрослых.

В мир кино Балон попал благодаря Эльдару Рязанову, который пригласил фехтовальщика сняться в массовке в «Гусарской балладе» и заняться постановкой боёв в фильме. Владимир появился на экране в эпизодической роли адъютанта Кутузова, а также сыграл нескольких безымянных русских и французов. После успешного дебюта Балона стали приглашать на съёмки не только как специалиста по фехтованию, но и как актёра — оценить его драматический талант можно в картинах «Дайте жалобную книгу», «Принцесса цирка» и «Дерзость».

Мушектёры и гардемарины

В 1978 году Георгий Юнгвальд-Хилькевич пригласил Балона заняться постановкой трюков в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра». Владимир Яковлевич также появился на экране в образе капитана гвардейцев кардинала де Жюссака, роль которого в фильме по его просьбе была значительно расширена в сравнении с книжной. Работа над картиной оказалась нелёгкой и травмоопасной.

Валентин Смирнитский решил, что раз Портос обладает нечеловеческой силой, то надо как можно сильнее размахивать и бить клинком, — вспоминал Владимир. — Когда мы снимали во Львове, то в партнёры мушкётерам я привел местных фехтовальщиков. Среди них был чемпион Советского Союза Женя Рюмин, который встал против Смирнитского. Валя влупил ему так, что клинок согнулся под прямым углом.

Сильнее всего в ходе работы над фильмом досталось Михаилу Боярскому: во время съёмок приезда д’Артаньяна с подвесками во дворец Борис Клюев случайно выбил ему зуб, а позднее сам Балон едва не отправил на тот свет Михаила Сергеевича, проткнув ему нёбо шпагой — если бы затупленное лезвие вошло на пару сантиметров глубже, исполнителю роли д’Артаньяна не помогли бы никакие врачи. Впрочем, неприятные инциденты быстро забылись, а воспоминания о тёплом море и загорелых девушках долго грели душу фехтовальщика.

— Представьте себе южный провинциальный город, обилие красивых, загорелых, сексуальных девиц. И все женское население только и ждет, чтобы мы слегка пальцем поманили. Поэтому инициатива от нас исходила минимальная — это девушки расталкивали друг друга локтями, чтобы попасть в нашу компанию, — с удовольствием рассказывал Владимир. — Между прочим, у нас было железное правило: из толпы поклонниц мы отбирали только тех, кто нравился всем одновременно. И все девушки были общими. Для этого специально сдвигались кровати, все вместе спали вповалку. Когда кто-нибудь заходил, не мог сосчитать количество ног под одеялами. Угрозы для наших семей эти «романы» не представляли — наша «любовь» была на уровне релакса.

Эта публикация подготовлена в сотрудничестве с Anews.

Не обошлось без происшествий и при съёмках фильма «Гардемарины, вперёд!», где Балон опять-таки занимался постановкой боевых сцен, а также снимался одновременно в роли Жака, слуги шевалье де Брильи, и учителя фехтования в навигацкой школе. На этот раз под угрозой оказалась жизнь Сергея Жигунова.

— Я обучал фехтованию Жигунова, так он готов был сутками тренироваться, только бы стать лучше меня. Из-за этого желания чуть не погиб, — делился воспоминаниями Владимир. — Во время съёмок есть правило: никогда не отбивать удар шпаги вверх. А он это правило нарушил. Моя шпага скользнула и попала ему в глаз — клинок прошел чуть выше глазного яблока. Попади шпага миллиметром ниже — Жигунов остался бы без глаза, а сантиметром глубже — без мозгов…

Печальный финал

В конце восьмидесятых годов Балон собрал трюковой коллектив, позднее преобразованный в каскадёрскую автостудию «Мосфильм-Автотрюк», и сосредоточился на административной работе. В кино он почти перестал сниматься, поскольку ему предлагали в основном роли «мафиози и прочих героев теневой экономики».

— Героев-любовников играть уже поздно, а нечисть всякую просто не хочется, — объяснял Владимир Яковлевич свой уход из кинематографа.

В 2009 году врачи обнаружили у Балона рак кишечника. Благодаря своевременно проведённой операции угрозу для жизни удалось устранить, но в мае 2012 года актёру снова пришлось столкнуться с онкологическим заболеванием: у него диагностировали рак лёгких. Почти год Владимир Яковлевич провёл на больничной койке, сражаясь с болезнью, но в конечном итоге этот бой он проиграл. 2 февраля 2013 года Владимир Балон ушёл из жизни в возрасте 75 лет.