Найти в Дзене
ТАЙНЫЙ СМЫСЛ

Карлсон, который живет на крыше - мультик про подавление личности ребенка

Оглавление

Сегодня мы поговорим об еще одном советском мультике. Он был снят по сюжету шведской писательницы Астрид Линдгрен в 1968 году. Режиссер мультфильма - Борис Степанцев.

Сразу скажу: есть отличия между шведской книгой и советским мультфильмом. И это логично: шведский и советский менталитет совсем непохожи друг на друга, так что, оставь режиссер все как в книге, мультик мог бы и не стать таким популярным и любимым.

В этой статье мы анализируем исключительно мультфильм, опираемся только на его советскую версию. И именно изначальную версию, от 1968 года, потому что двумя годами позднее было создано продолжение "Карлсон вернулся", причем создано очень вольно, совсем уж далеко от книги.

В общем, чего долго ждать, давайте уже начнем разбор!

Токсичные отношения Малыша с родителями

Давайте взглянем на главного героя. Это маленький мальчик. Сначала его точный возраст определить невозможно, но мы понимаем, что скорее всего это либо возраст детского сада, либо "младшей школы" - от 7 до 10 лет. О том, что мальчик, возможно, посещает школу, говорит его изображение с рюкзаком в самом начале первой серии мультфильма.

(Только потом мы узнаем из диалога с Карлсоном точный возраст Малыша - 7 лет).

В принципе мы видим, что мальчик здоров, однако несколько грустен. У него сильно развито воображение, так как в обычных вещах он видит что-то фантастическое. Так, очертания машин напоминают ему животных, а светофор представляется добрым проводником.

-2

Сразу видно, что Малыш очень любит животных - он мечтает о собаке. Увидев, как один из мальчиков на улице обижает щенка, Малыш ввязывается в драку, чтобы защитить беспомощное животное. Этот эпизод показывает нам, что мальчик - человек очень благородный и неравнодушный.

А вот о его родителях такого, увы, не скажешь.

Предлагаю внимательно посмотреть на его семью. Она состоит из родителей, старшего брата и сестры.

-3

Когда мальчика за столом ругают за драку (это делает мама), отец как будто бы даже не слышит разговор. Ему наплевать, для него это сродни белому шуму, который только мешает. Отсутствие всякого присутствия.

Он вообще не вовлечен в семейную жизнь. А вот в курение вовлечен на 100%. В общем, это типичный пример родителя, который клал папиросу (или газету) на свою семью. Даже когда жена пытается вытащить газету из его рук, он не отдает ее.

Вот задайте себе вопрос: вы бы позволили себе или вашему партнеру курить, сидя за столом (в квартире!) со своими детьми? Вот то-то и оно.

Ну ладно, папашу оставим пока что в покое.

А что брат с сестрой? Они хихикают над Малышом, пока его наказывают. И тут Малыш произносит страшную, почему-то незамеченную никем фразу:

Да, вот вам-то хорошо: вот у тебя, папа, есть мама. А у тебя, мама, есть папочка. А у меня никого нет. Никого - даже собаки.

То есть на подсознательном уровне Малыш глубоко одинок. Его семья заботится о нем чисто формально - дает жилье и еду, но эмоционального контакта с родителями у него нет и в помине.

Кем на самом деле был Карлсон?

Посмотрим на комнату Малыша. Это комната, уставленная хорошей мебелью и игрушками: плюшевые мишки и машинки. Это лишний раз подтверждает формальный характер родительской заботы - они стараются откупиться от ребенка материальными вещами.

-4

Внезапно мальчик видит непонятного мужчину с пропеллером. Это, как мы уже поняли, сам Карлсон.

Но является ли он настоящим человеком? Конечно, глупо говорить, что нет, только потому что он летает с помощью пропеллера. Все-таки это мультфильм.

Но есть смысл предположить, что Карлсон может быть субличностью Малыша, его альтер эго. Прежде чем обвинять автора в курении или неадекватности, пожалуйста, дочитайте статью.

-5

Посмотрите на внешность Карлсона и на его поведение. Это же полная противоположность Малышу! Карлсон сочетает в себе все качества, которые родители подавляли в Малыше: смелость, раскрепощенность, эмоциональность, напористость.

Карлсон даже по внешности представляет полную противоположность Малышу. Малыш - худой, слабый, маленький, Карлсон же, напротив - в теле, достаточно сильный и взрослый.

Почему Карлсона никто не видит?

То, что Малыш никак не может доказать существование Карлсона, может говорить о том, что он существует только в его голове. В принципе, поэтому ему так трудно убедить родителей, что Карлсон есть.

Для Малыша ведь это действительно так. Карлсон - это отражение его самого, но наоборот.

А почему у Малыша нет нормального имени?

Тоже хороший вопрос. Даже при знакомстве с Карлсоном Малыш представляется как Малыш. Но мы с вами прекрасно понимаем, что это никакое не имя, а так, что-то вроде семейного прозвища.

Ведь должно же быть у человека хоть какое-то имя, нормальное, настоящее. Да и разве захочет 7-летний мальчик называться малышом? Дети любят, наоборот, подчеркивать, какие они взрослые.

То, что Малыш не считает нужным использовать свое имя, говорит о подавленности его личности. Под влиянием токсичных родителей он уже и не осознает, как отождествляет себя с их представлениями.

Хотя по книге имя у мальчика все же есть, его зовут Сванте.

-6

Почему после появления в доме собаки Карлсон исчезает?

Отсутствие собаки - серьезный повод для расстройства мальчика. Ему очень нужен друг, ведь семья (за исключением разве что мамы) обделяет его вниманием. На этой почве появляется внутриличностный конфликт. Мальчик желает одно, но реальность совсем другая.

И сознание Малыша, не выдержав сумасшедшей нагрузки на психику, выдало трюк с появлением Карлсона.

С появлением собаки конфликт разрешен, и Карлсон больше не нужен. Он выполнил свою функцию.

Повторюсь: это только одно толкование. И я не настаиваю на его правильности.