Найти тему

Может ли молния повредить самолет?

Оглавление

Влияние «небесного электричества» на самолет

Более частые ситуации связаны с ударом линейной молнии. Статистика показывает, что примерно 1 раз в год каждый самолет сталкивается с этим явлением. Электрическая искра происходит во время грозы и сопровождается яркой вспышкой и грохотом. При этом сила тока на высоте имеет мощность в 200 тыс. ампер, а при разрядке о землю − до 500 тыс.

Самолет должен лететь в самом грозовом фронте или находится рядом, чтобы иметь шанс поймать молнию. При этом, чем меньше его размеры, тем ниже вероятность получить удар. Так, вертолеты и малогабаритные частные суда реже, чем крупные лайнеры, атакуются небесными стрелами.

-2

В основном, разряд стремится на выступающие части самолета – нос и хвост. Электрическая искра попадает в корпус, проходит по длине транспорта и выходит через специальные антенны на хвостовых крыльях. В результате на металлическом покрытии может быть заметен след от попадания и выхода. Так, Boeing 737 летевший из столицы в Симферополь получил 18 вмятин от удара молнии. Их обнаружили во Внуково, когда лайнер вернулся обратно.

Шаровая молния отличается от линейной формой, свойствами и способом образования. Представляет собой круглый шар, который легко деформируется, движется по траектории поверхности и в конце взрывается. Этот вид разряда образуется не в тучах, а от удара линейной молнии о плоскость земли. Учитывая высоту полета самолета от 9 до 12 тысяч метров, у огненного шара нет шансов проникнуть внутрь и причинить вред аппарату.

Способы защиты летательных аппаратов

-3

С тех пор внешний корпус самолета, который берет на себя вывод ударной силы в небо, сильно усовершенствовали. Ситуации, когда молния способна повредить самолет сведены к практическому минимуму.

Основные способы защиты от удара, которые имеют пассажирские суда:

  • Электропроводящее покрытие на внешней обшивке самолета;
  • Материал фюзеляжа − железо и композитные составы;
  • Выводящие антенны на крыльях воздушных аппаратов.
-4

При использовании этих трех средств, самолет становится «клеткой Фарадея». Это физический закон, суть которого в отражении электрического удара металлической поверхностью. Ток не ищет сложных путей и стремится к своему идеальному проводнику. Пройти через человека ему труднее, чем сквозь алюминий, железо и другие металлы.

Как только разряд попадает в корпус, он движется по железу и специальному покрытию сквозь тело самолета и выходит через антенны. По сути эта конструкция представляет небесное заземление, которое защищает людей от удара током.

Интересно!Молния наносит вред самолету, если он не соответствует техническим требованиями. Могут сработать дополнительные факторы, которые уменьшают сопротивление разряду: сильнейший порыв ветра и воздушная яма. В случае с Суперджет 100, который загорелся в Шереметьево, молния не уничтожила транспорт, но вывела из строя систему связи.

-5

Современные авиалайнеры оснащены проверенными и надежными средствами, чтобы заземлять природный ток. Даже при прямом попадании молнии, разряд будет проходить по фюзеляжу и выйдет через антенны в атмосферу, не причинив вреда пассажирам.