Найти в Дзене
Дрек из СССР

Цусима. Избиение эскадры.

15 мая 1905 года в Корейском проливе, близ острова Цусима завершился окончательный и самый позорный в истории российского флота разгром. Разгром Второй Тихоокеанской эскадры под командованием адмирала Рожественского, отправленной на помощь первой эскадре и войскам сухопутной армии, удерживающим Порт-Артур.

Эскадренный броненосец "Суворов" под флагом адмирала Рожественского.
Эскадренный броненосец "Суворов" под флагом адмирала Рожественского.

Нужно отметить, что исход сражения был предрешён уже 14 мая за несколько часов артиллерийской дуэли основных сил русской эскадры и японского флота. Более того, в победу русской эскадры не верили ни высшее командование, ни офицеры, ни матросы за сотни дней и тысячи километров до Японского моря и, как показал дальнейший ход событий, это было небезосновательно.

Александр Михайлович Романов, Великий князь.
Александр Михайлович Романов, Великий князь.

В своих мемуарах Великий князь Александр Михайлович, двоюродный дядя императора Николая II вспоминает:

«Мы сидели в Царском с Никки, дядей Алексеем и Авеланом и обсуждали новый важный вопрос. Нам предстояло решить, должны ли мы утвердить план адмирала Рожественского, который предлагал отправить наши военные суда на Дальний Восток, на верную гибель?

Сам адмирал не питал каких-либо надежд на победу. Он просто думал о том, что надо «чем-нибудь удовлетворить общественное мнение». Наш флот и тысячи человеческих жизней должны были быть принесены в жертву невежественным газетным «специалистам по морским вопросам».

Кравченко Владимир Семёнович.
Кравченко Владимир Семёнович.

Судовой врач крейсера "Изумруд", а затем крейсера "Аврора" Кравченко Владимир Семёнович, участвовавший в походе 2-й Тихоокеанской эскадры и в бою у острова Цусима, записывает 3 декабря 1904 года в свой дневник: "Общее настроение не из веселых. Давно уже завеса спала с глаз, и в успех нашей авантюры никто не верит. Но мы — маленькие чины, никто нас не спрашивает, наше дело не рассуждать, а исполнять то, что прикажут — не правда ли?"

Костенко Владимир Полиевктович.
Костенко Владимир Полиевктович.

Инженер броненосца «Орёл» Костенко Владимир Полиевктович:

«На эскадре нет ни одного человека, начиная с самого адмирала и кончая последним сознательным матросом, который верил бы в успех безрассудной авантюры».

Подобных цитат можно привести великое множество, но, как известно, после драки кулаками не машут.

Солнечным утром 14 мая 1905 г. корабли 2-й Тихоокеанской эскадры, окрашенные в яркий чёрный цвет, были замечены японскими крейсерами-разведчиками. Последовавший через несколько часов бой подробно расписан во множестве источников, повторять его хронологию и результат событий не хочется, да и не имеет смысла.

Гораздо важнее, на мой взгляд, изучать причины, которые привели к наихудшему финалу из всех возможных. Основные и общепризнанные из них сводятся к следующим:

- низкий боевой дух и отсутствие надлежащего боевого опыта и подготовки личного состава (особенно артиллеристов)

- нескоординированность действий руководства страны и высшего командного состава

- безынициативность русской эскадры

- чрезвычайно низкие боевые характеристики русских снарядов

- психологический фактор: неуверенность в своих силах, пораженческие настроения среди команды ещё до встречи с врагом

К этому списку можно добавить много более мелких причин от окраски корпусов судов в яркий чёрный цвет, облегчающий прицеливание и пристрелку противнику, до перегруженности судов углём и чрезвычайной измотанности матросов за месяцы длительного перехода из Кронштадта.

Читая воспоминания участников кампании и немногочисленные исследования по Русско-японской войне, принимая в расчёт все озвученные выше причины, сравнивая в то же время количество судов и огневую мощь русской эскадры и японского флота, трудно поверить в окончательный итог, оказавшийся не просто разгромом, а избиением, запредельным и нереальным. Более вероятным видится, что да, можно было проиграть бой, уйти без нескольких кораблей во Владивосток, нанести противнику пусть не смертельный, но существенный урон, но… потерять всё. Как, почему? Однозначного ответа на этот вопрос до сих пор нет.

Эскадренный броненосец "Орёл" после Цусимского сражения.
Эскадренный броненосец "Орёл" после Цусимского сражения.

Не так давно, участвуя в клановой войне одной очень популярной онлайн стратегии, когда две команды в течение суток атакуют базы игроков другой команды, стараясь набрать как можно больше звезд и разрушений, я неожиданно для себя самого провёл параллели с боем у острова Цусима.

Дело в том, что во время этой онлайн войны, 15 наших лучших, проверенных бойцов, на счету которых сотни боевых звёзд, грамотных атак и побед с результатом 100%, проиграли с самым разгромным результатом. Интересно то, что этот результат стал возможен не из-за умений и блестящих действий соперника, а при полном провале наших атак, причём ни я, ни мои соклановцы так и не поняли почему атаки не шли: набор войск был проверенным, тактически всё было сделано верно, но атаки захлёбывались по непонятным причинам, как будто бы бог войны отвернулся от нас и помогал сопернику.

Я понимаю ничтожность сравнения настоящей войны с компьютерной стратегией, но почему-то именно благодаря игре я всерьёз задумался о боге войны, удаче и везении, которых так не хватало 112 лет, назад в далёких водах Японского моря Второй Тихоокеанской эскадре под командованием адмирала Рожественского.