Сегодня не принято вспоминать, что незадолго до катастрофы в Перл-Харборе американской разведке удалось взломать японский дипломатический шифр. Материалы дешифровки позволили узнать о планах врага нанести внезапный удар по военно-морской базе. Политические интересы оказались выше целесообразности военной и Тихоокеанский флот США фактически был подставлен под удар японских бомбардировщиков. На дно пошло четыре линейные корабля, еще четыре были сильно повреждены. Однако часть кораблей американцы все же поспешили вывести в открытое море. Это были авианосцы. С этого дня эра огромных артиллерийских кораблей – линкоров, подошла к концу, началась эра авианосцев.
Высоко сижу, далеко гляжу!
Авианосцы появились не в канун Второй Мировой войны, а гораздо раньше. Но тактику морского боя и стратегию борьбы за морское владычество их активное применение изменило коренным образом. Время, когда эскадры сходились на дистанцию выстрела и начинали громить друг друга орудиями главного калибра, ушло в прошлое. С той поры, как баллиста уступила место на палубе громоздкой и (пока еще) слабосильной пушке, эволюция артиллерии шла воистину семимильными шагами. Теперь уже не нужно было сходиться борт о борт. Теперь в бою даже на горизонте не всегда различимы силуэты кораблей, по которым велся огонь.
Весьма полезными при обстреле как моря, так и суши, стали самолеты - корректировщики. Сначала это были гидросамолеты, но запуск и посадка на воду, особенно в волнение, а также спуск и подъем на борт – дело хлопотное. Тогда-то и появилась идея запускать самолеты прямо с палубы. А затем не один, а много самолетов и не только на разведку. Ведь по сути каждый самолет мог доставить снаряд (бомбу) куда дальше и значительно точнее, чем главный калибр любого, даже самого мощного, линейного корабля!
Безусловным лидером в строительстве и использовании этих кораблей после Второй мировой войны стали США. Конечно, сам по себе авианосец, по сути, огромный плавучий аэропорт, весьма уязвим. Он нуждался и нуждается в надежной охране и действует в плотном сотрудничестве с кораблями поддержки. Эта жизненная необходимость стала одним из постулатов современной морской войны. Основой эскадры стали так называемые АУГ (автономные ударные группы). Это не просто собрание разноранговых кораблей, а продуманная, эшелонированная система, центром которой является авианосец и атомные подводные лодки. Такая АУГ, может контролировать огромные участки мирового океана, такие, что и не снились флотам прежних времен.
Казалось бы – вот оно, морское владычество!
Дорого и сердито
Но комизм ситуации состоит в том, что за четверть века существования таких группировок их реальный вклад в решение боевых задач в сражениях открытого моря почти незаметен. Да и в наземных локальных войнах современности, мягко говоря, минимален. Огромные неповоротливые армады, по большей мере, лишь символизируют военное присутствие США в регионе. В открытом море противников для АУГ не находится. При действиях в условиях «корабль против берега» авианосец становится уязвим для ударов наземной авиации, обычно более мощной, чем палубная. Вмести с тем, каждый выход авианосца и группы его поддержки в море — это колоссальные затраты, приносящие довольно скромные плоды. А с тем, что все больше военные действия нашего времени — это война экономик и идей, а не личной доблести, такие показательные выходы больше вредят хозяевам АУГ, чем позволяют решать какие-либо стратегические и оперативные задачи. Главной ударной силой флотов вероятного противника и уважаемого партнера все болея становятся атомные подводные лодки с крылатыми баллистическими ракетами на борту. К примеру, у США их уже 72 штуки.
Последние авианосцы?
А вот Великобритания все же решила не отставать от уплывающего корабля истории и обзавестись собственным новым авианосным гигантом. 7-го декабря 2017 года авианосец, получивший гордое название «Королева Елизавета», был спущен на воду. Конечно, имелась ввиду не нынешняя бабушка британской монархии, а королева Елизавета I, жестко заявившая после разгрома испанской Великой Армады: «Британия правь морями!» Ввод корабля в строй и включение его в списки флота состоялся в 2020 году, однако авиавооружение, как предполагается, будет поставлено только в 2023 году.
Правда, с помощью этого авианосца править морями будет сложновато. Хотя на сегодняшний день «Королева Елизавета» - самый большой корабль в истории британского флота, он все же почти вдвое меньше американских собратьев класса авианосца «Нимиц». И главное ударное вооружение его - от 12 до 40 самолетов F-35С с укороченным взлетом вертикальной посадкой и 14 вертолетов различного назначения, - не особо впечатляет, если оценить стоимость морского гиганта.
Что известно уже сегодня, предполагается, что на этих самолетах будут нести службу не только английские, но и, в значительной мере, американские пилоты. Логично - американские пилоты лучше знают самолеты, произведенные в их собственной стране, доверять же кому ни попадя летательный аппарат стоимостью свыше 150 миллионов долларов (не считая вооружения) – штука крайне неосмотрительно. Так что, по сути, столь огромные по британским меркам корабли и астрономические, по любым меркам, суммы английская корона выкинула для того, чтобы предоставить американскому флоту «подарок» сомнительной ценности. Но это еще не все: систершип «Королевы» -- «Принц Уэльский» активно строится и уже проходит испытания, так что со временем у Пентагона может появиться еще одна гордость британского флота.
Впрочем, это не помешало министру обороны Великобритании Майклу Феллону сравнивать новенькую «Королеву Елизавету» с «обветшавшим» «Адмиралом Кузнецовым» и заявлять, что наши моряки непременно будут завидовать этаким «писанным торбам». Слышать подобное заявление от серьезного, (судя по костюму), человека, назначенного заниматься военным и военно-морским делом, несколько странно. Но похоже, что министр тамошней обороны не способен отличить тяжелый авианесущий крейсер, оснащенный, кроме авиационного, еще и мощнейшим ракетным вооружением и призванного решать самостоятельные задачи, от глобальной "авиаматки", передвигающейся в целом стаде кораблей эскорта. Как говорится, не смог отличить карася от порося. С тем же, что при любом конфликте неповоротливые авианосцы станут первыми целями для удара ракет и авиации, зависть как-то и вовсе сходит на нет.
И все же хорошо, что настоящая королева Елизавета «Владычица морей» не дожила до этого дорогостоящего цирка, а то немало нынешних «политических деятелей» лишились бы голов на лужайке перед Тауэром. Однако, памятуя о традициях британского флота и связи имени корабля с его судьбой, можно предречь авианосцу непростое будущее – королева была особой крайне злопамятной и мстительной. И уж конечно не представляла себя обезьянкой, таскающей для заморского хозяина каштаны из огня.