Звероловы, или трапперы. Слово сразу напоминает романы Джеймса Фенимора Купера о похождениях Натаниэля Бампо и его друга индейца Чингачгука. Ну, и фильмы нашего детства, соответственно. Разберём как происходил их промысел.
За пушниной европейские колонисты начали охотиться практически сразу. Наибольшей популярности пользовались шкуры бобра, которые стали главной торговой статьёй датских и французских компаний ещё 17-м веке. Потом пальма первенства перешла к компании Гудзонова Залива и Северо-восточной компании. Низкая плодовитость бобров приводила к тому, их популяция быстро сводилась на нет вокруг поселений и охотникам приходилось искать пушнину во всё более удаленных уголках Северной Америки. Естественно, охотились не только на бобров, но и на норку, куницу, рысь и т.д. Кстати, практически никогда шапки не шились из чистого, скажем, бобра - обычно это была смесь лоскутков разных шкур, где какая лучше подойдёт.
Белым искателям пушнины приходилось в первую очередь полагаться на индейцев у которых был и опыт охоты наработан, и именно они обладали знанием местной географии. Первоначально, вся охота была в ведение индейцев в обмен на бусы, металлические изделия, ружья и т.д. Обе стороны считали, что им неслыханно повезло с условиями торговли и смотрели на контрагента как на лоха. Шкуры бобров не были так уж баснословно дороги (готовая шапка стоила примерно $100-150 на наши деньги), но при учете низкой платы индейцам, навар, конечно, был приличный. С точки зрения индейцев получить то, что они сами не производили в обмен на какую-то живность, которой тут без счета, тоже выглядело классно.
Значительно позже до индейцев дошло, что им всё же повезло меньше. Подобный обмен усиливал зависимость от белых - ведь все те товары, что они получали, требовали со временем ремонта, а боеприпасы пополнения. Попав раз в эту кабалу - и неё потом уже не выбраться. Зависимость резко усилилась, когда выяснилась тяга туземцев к алкоголю, которую белые торговцы использовали вовсю. Со временем европейские американцы начали и сами охоту за пушниной, научившись индейской технологии берестяных каноэ для перемещения по рекам.
Первым предпринимателем, поставившим дело на поток, считается немецкий эмигрант Джон Астор, который в 1808 году создал Американскую Пушную Компанию - первую интегральную фирму такого рода. Астор договорился с европейскими поставщиками и экспортировал в Америку британские товары по низкой стоимости прямо с фабрик, которые потом впаривал индейцам. В составе его компании был собственный грузовой флот. Конгрессмены в Вашингтоне были им отлично подмазаны и закрывали глаза на нарушения. Индейцам бассейна реки Миссури, где у Астора шла основная добыча, предприниматель слал виски телегами, развивая алкоголизм среди местного населения, что помогало резко сбавить цену на пушнину. К 1830-му году Астор стал мультимиллионером и самым богатым человеком в США. Последствиями его успеха были как спившиеся индейцы, так и разорившиеся белые звероловы, которые естественно не смогли выдержать конкуренцию с монополистом. ПыЗы. за всю свою жизнь Джон Астор ни разу не вышел на охоту и не убил ни одного бобра...
Со временем технологии добычи индейцев и белых звероловов разделились. Индейцы использовали в основном традиционный зимний метод, он был и легче и мех зимой был гуще. По замерзшему льду переходили запруды, ломали постройки бобров и вынуждали тех нырять под воду. Потом ждали когда животное всплывет в лунке чтобы глотнуть воздуха, где и убивали стрелами. Белые трапперы в начале 18-го века использовали уже металлические приспособления. Клещами на гибких пружинах старались схватить бобра в норе за ногу. Когда испуганное или пораненное животное ныряло под воду, там его ждала цепь металлических капканов (к слову английское слово "траппер" означает также "капканщик").
О некоторых мифах и реальностях:
В литературе часто описывают таких романтических одиночек звероловов, годами живущих в лесах, честных и морально устойчивых. На деле в подавляющем большинстве случаев было с точностью до наоборот. Охотились группами - так и безопаснее и от одиночества не свихнешься.
Многие трапперы были женаты. Как правило на индейских женщинах, которых возили с собой. Понятно, что не из-за любви, а для безопасности бизнеса - лучший способ начать взаимовыгодную торговлю с индейцами это было с ними породниться. Отцу невесты траппер засылал оружие, лошадей, виски и т.п. в обмен на его дочь, после чего та становилась его собственностью.
Как уже говорил, конкуренция с Джоном Астором, вынуждала трапперов отходить всё дальше в глубь. Был такой Джим Бриджер, который первым среди американцев увидел Большое Соленое Озеро, что ныне в штате Юта. Джим и его ребята вначале подумали, что набрели на Тихий океан. Джим встретился там с более воинственным индейским племенем. Получил стрелу в спину, и зазубренный наконечник остался в нём на 3 года.
Истощение популяции бобров и конкуренция с новыми мануфактурными товарами свели на нет добычу бобровых шкур. Большинство траппером быстро поменяли квалификацию. Как правило они становились проводниками для караванов новых колонистов, в частности вдоль Орегонской Тропы, и поставщиками новых товаров для них.
Другие мои статьи о Диком западе можно почитать здесь и здесь.
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал интересных исторических и не только событий.