Найти тему
ActivityEdu

Влияет ли размер школьного класса на образовательные результаты

Оглавление

Федеральный институт развития образования (ФИРО) РАНХиГС подготовил аналитический доклад «Российское образование в контексте международных индикаторов». Среди показателей, характеризующих организацию учебного процесса, статистика рассматривает в том числе и размер класса (средняя численность учащихся). О влиянии этого параметра на средний балл страны и долю школьников с низкими результатами читайте в нашей статье.

Международная образовательная статистика

Современная международная статистика аккумулирует информацию, всесторонне описывающую национальные образовательные системы. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обрабатывает данные как по странам – членам организации, так и по странам-партнерам, к числу которых относится и Россия.

Доклад ФИРО РАНХиГС во многом опирается на данные INES (Indicators of National Education System – Индикаторы образовательных систем) – программы ОЭСР по статистике образования, в рамках которой осуществляется сбор и обработка информации, проводятся обследования национальных образовательных систем и рассчитываются сопоставимые показатели, а также ежегодно выпускается доклад Education at a Glance.

Средний размер класса

Показатель «средний размер класса» (средняя численность учащихся в классе) является важной характеристикой организации учебного процесса. Каким он должен быть, регулярно обсуждается во многих странах. С одной стороны, интуитивно ясно, что меньшая численность учеников позволяет каждому из них получить больше индивидуального внимания со стороны педагога. Кроме того, в небольших классах легче управлять учебным процессом и коллективом. С другой стороны, нельзя игнорировать экономический фактор: снижение размера класса приводит к росту затрат на образование.

В России медианное значение численности учеников в классе в основной школе, по данным доклада ФИРО РАНХиГС, составляет 19 человек (подчеркнем, что речь идет о государственных школах).

В странах ОЭСР и странах-партнерах средний размер класса варьируется широко: от 16 человек в Латвии до 33-х в Коста-Рике. Любопытно, что уровень экономического развития страны практически не влияет на рассматриваемый показатель: так, например, в Японии это 32 человека, хотя валовой внутренний продукт (ВВП) на одного жителя более чем в полтора раза превышает подушевой ВВП в Латвии.

В богатых Соединенных Штатах Америки медианное значение численности учеников в классе в основной школе составляет 26 человек, в то время как в Литве, Эстонии и Словакии, которые уступают США по ВВП на душу населения почти в два раза, - 18-19 человек.

Более существенное влияние оказывает уровень урбанизации страны.

Средний размер класса в основной школе и уровень урбанизации в странах ОЭСР и странах-партнерах
Средний размер класса в основной школе и уровень урбанизации в странах ОЭСР и странах-партнерах

Примечание. Здесь и далее в статье иллюстрации взяты из доклада ФИРО «Российское образование в контексте международных индикаторов».

На графике показана связь между уровнем урбанизации (долей городского населения в общей численности населения страны) и средним размером класса по странам, которые предоставили соответствующие данные. Россия по этому показателю соответствует общей тенденции.

Размер класса не влияет на средний балл

Исследователи из ФИРО РАНХиГС установили, что связь между средним размером класса и средним баллом учащихся в международном исследовании качества образования PISA-2015 отсутствует.

Иными словами, высокий уровень результатов PISA демонстрируют страны как с большим, так и с малым количеством учеников в классе. Так, к примеру, из стран, участвовавших в программе INES, в числе лучших по естественно-научной грамотности 15-летние японские (32 ученика в классе) и эстонские (18) школьники.

Столь же заметный разброс наблюдается и среди стран с низкими результатами: в аутсайдерах оказались школьники из Коста-Рики (33 ученика в классе) и Словакии (19).

Размер класса сказывается на слабых учениках

Анализ данных позволил установить наличие статистически значимой связи между размером класса и долей школьников, которые показали низкие результаты по математической грамотности в PISA-2015. В этом исследовании принято выделять шесть уровней функциональной грамотности, причем пороговым считается второй. Не достигшие его подростки находятся в зоне риска: они не способны извлечь простую информацию из прочитанного текста и/или применить простейшие математические или естественно-научные знания для решения практических задач.

Средний размер класса (чел.) и доля учащихся (%), продемонстрировавших низкие результаты по математической грамотности
Средний размер класса (чел.) и доля учащихся (%), продемонстрировавших низкие результаты по математической грамотности

Если влияние размера класса на средний балл школьников в PISA-2015 не установлено, то доля учащихся, не достигших второго уровня математической грамотности, от этого показателя, как видно из графика, зависит. Поскольку речь идет о статистически значимой связи, то уместно говорить о коэффициенте корреляции: в проведенном исследовании он составил 0,56.

Связь между размером класса и долей учеников, достигших пятого и шестого уровней функциональной грамотности, гораздо слабее.

Таким образом, снижение индивидуального внимания, которое учитель может уделить каждому школьнику в больших классах, ощутимо сказывается именно на слабых учениках.

Переполненных классов быть не должно

Сравнительный анализ национальных образовательных систем не имеет своей целью ранжирование стран, хотя приведенные в докладе ФИРО данные позволяют построить некоторые рейтинги. Задача сопоставительного анализа – взглянуть на систему образования страны «снаружи», оценить ее состояние, идентифицировать сильные и слабые стороны, а также понять, соответствует ли вектор ее развития мировым тенденциям. Кроме того, у профильных министерств и ведомств появляется возможность найти перспективные пути решения проблем и использовать успешные практики в области модернизации образования.

Мы не раз писали о важнейших для российских школ проблемах – недопустимо высокой доле учеников, которые по разным причинам не осваивают учебную программу, и большом разбросе образовательных результатов, причем как между регионами, так и между школами в одном регионе.

Размер класса, как следует из доклада ФИРО, является как раз тем показателем, который ощутимо влияет именно на результаты слабых учеников. И хотя по данным, приведенным в докладе, медианное значение численности детей в классе в основной школе в России – 19, мы хорошо знаем, что в нашей стране есть классы и по 40 человек.

Результаты исследования, на мой взгляд, должны побудить Минпросвещения к более активному мониторингу этого показателя, причем учет следует вести не в среднем по городу, региону или стране. Переполненных классов не должно быть в принципе, поскольку они способствуют увеличению доли не осваивающих школьную программу учеников и препятствуют реализации анонсированного Министерством просвещения и Рособрнадзором проекта «Школа равных возможностей».

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.