Добрый день, спасибо, что заглянули на мой Дзен!
На днях я посмотрела знаменитый фильм "Коммунист", 1957 года от режиссера Юлия Райзмана. В главной роли - великолепный Евгений Урбанский - очень талантливый актер, который рано ушел из жизни. Он погиб 5 ноября 1965 года на съёмках фильма «Директор». С тех пор его помнят, как настоящего героя.
Но в этой статье речь пойдет не о нем, а о главном женском образе фильма - Анюте Фокиной (Софья Павлова), в которую влюбляется главный герой - коммунист, до мозга костей преданный партии и делу революции, Василий Губанов (Евгений Урбанский).
Посыл фильма прозрачен и сразу ясно, какие эмоции должен вызывать у нас каждый персонаж: Василий Губанов - самоотверженный герой, Анюта - женщина, которая переживает духовное преображение, ее муж Федор - мерзкий и мелочный человек, неприязнь к которому испытает каждый зритель. Ну и главный "злодей" кинокартины - Степан, ненависть к которому усердно насаждается зрителю на протяжении всего фильма.
Но так ли все просто, как кажется? Давайте повнимательнее посмотрим на Анюту.
В начале мы видим ее обыкновенной мещанкой, женой такого же закостенелого мещанина - домовладельца и жадного человека, Федора Фокина. Когда Губанов просит приютить его в доме, хозяин соглашается только по предъявлении "товара" - куска сахара. Получается, он обменял "гостеприимство" на дефицитный товар.
Анюта жадно берет "добычу" и, сверкая глазками, прячет лакомство в шкатулку. Не дай Бог кому достанется! А ведь детей то у них не было, можно было бы и поделиться: налить сладкого чая "гостю", пришедшему с фронта.
Этот эпизод уже характеризует Анюту, как человека слабого и ведомого: как муж скажет, так и будет. Она потворствует его трусости, когда сторожит Губанова в доме, пока супруг прячет ценные вещи в подвале: вдруг коммунисты отнимут?
И дальше нам пытаются показать, что глядя на Губанова, Анюта начинает трансформироваться и "расцветать", как личность. Трудолюбие постояльца, его преданность делу "зажигают" в ее душе огонь.
Хорошо, в это я еще могу поверить. Но вот с чего вдруг такие разительные перемены? От полного безразличия к народному делу и психологии "ничего не знаю, моя хата с краю" до готовности костьми лечь за дело революции?
Извините, но не верю и все тут! Если Анюта вышла замуж за такого человека, как Федор Фокин - проныру и жадину, то и отношение у меня к ней соответствующее.
Главный сюжетный поворот киноленты - это момент, когда "злодей" Степан приходит к Анюте с целью закрутить интрижку, свидетелем этому становится Губанов.
На его месте я бы задумалась, как так вышло? Ведь, скорее всего, женщина дала повод, если местные жители считают ее столь доступной. Но Губанов, вместо того, чтобы проникнуться сомнениями, ни с того ни с сего "по уши" влюбляется в героиню - чужую жену.
Анюта в этой сцене ведет себя очень подозрительно: будто со Степаном у нее уже все было и не раз. Она даже хотела подыграть ему с картами.
А за несколько минут до этого принимает подарок - платок, привезенный из столицы от чужого, по сути, мужчины! А ведь сами для него хлеба жалели. Даже сейчас такое поведение осудили бы поборники морали, а уж тогда...
Когда по деревне поползли слухи о ее распутном поведении, Анюта уходит из дома и устраивается на стройку. Но опять же, нет бы она сделала это заранее, по собственной воле, так нет - она просто не выдержала позора и сбежала подальше от людей из своего села.
Вину за распространение клеветы она возложила на Губанова - опять же, как это ее характеризует? Как недальновидную, глупую женщину. Как можно было подумать на Губанова, который относился к ней со всей душой, защитил от Степана.
Только потом до нее дошло что, это Степан от обиды побежал и растрепал всему селу. Может быть это промах сценаристов, но такой поворот сюжета напомнил мне дешевую мыльную оперу.
Ну а дальше - хуже. Героиня мечется, не в силах принять решение. Хотя решение очевидно. Что ей терять, если ее и так обвинили и унизили? Что удерживает ее рядом с мужем, в которым у них даже нет детей? Чтобы хоть как то объяснить душевные метания героини, нам показывают сцену, где она бежит в церковь и бухается на колени. Выходит - вера не позволяет.
А жить с таким мужем, позволяет значит? Уходить без его ведома из дому - позволяет? Нелогично все до безумия. В этом плане мне куда ближе персонаж Анны Карениной - она приняла решение и действовала в соответствии с ним.
Дальше, так вообще полный мрак начинается. Когда разгневанный муж, вернувшись из поездки, узнает про "похождения" благоверной, он избивает ее до полусмерти. Успокоившись он спрашивает жену, не было ли все это заблуждением, дает ей шанс "выкрутиться" из ситуации. Но она им не пользуется, а зачем-то признается, что любит Губанова, тем самым навлекая беду еще и на возлюбленного.
А ведь можно было подыграть, убежать, объединиться с любимым и там уже решать сообща, как быть. Если бы не люди, предупредившие Губанова о несчастье, жизнь его и Анюты могла бы оборваться гораздо раньше. Или она осталась бы с мужем, получая всю жизнь упреки и побои. Зачем? Что за глупое самопожертвование?
Финальная сцена после похорон Губанова, на мой взгляд, единственное адекватное место в фильме по отношению к этой героине: одумавшийся муж предлагает Анюте вернуться к нему, чтобы у родившегося от Губанова ребенка была крыша над головой и какой-никакой отец.
Но Анна гордо отказывается и уходит с младенцем на руках вдаль к светлому будущему, говоря "Как народ, так и я". Действительно, остаться с прежним мужем было бы самой большой глупостью, ведь он бы ее всю жизнь попрекал, а ребенка бы ненавидел.
Вот такие мысли, уважаемые читатели.Я не люблю принимать на веру то, что кажется очевидным лишь с первого взгляда. Всем спасибо за внимание!