Фильмов про автоспорт довольно много, и, конечно, большинство вам уже известно, и если вы их еще не смотрели, то наверняка они есть в ваших списках. Например, «Гонка» (The Rush), «Ле-Ман» (Le Mans), «Гран-при» (Grand Prix), «Форд против Феррари» (Ford vs Ferrari), «Самый быстрый Индиан» (The World Fastest Indian), «Победители» (Winning), «Гонщик “Серебряной Мечты”» (Silver Dream Racer), «Исчезающая точка» (Vanishing Point). И конечно же, такие отечественные фильмы, которые являются чуть ли не хрестоматийными образцами — например, «Гонщики» с Олегом Янковским и Евгением Леоновым, «Мировой парень» или «Ралли».
Я же хочу рассказать о фильмах менее знакомых широкому зрителю, которые, возможно, станут для вас открытием или хотя бы развлекут в эти дни. Все эти фильмы можно найти в сети — на Youtube или других ресурсах.
Ferrari. Гонка за бессмертие (Ferrari: Race to Immortality), 2017
Документальный
Режиссер: Дэрил Гудрич
Фильм рассказывает про 50-е годы прошлого века в истории автоспорта, когда гонки в буквальном смысле проходили на грани жизни и смерти, списки погибших исчислялись десятками, а гонщики прожигали жизнь, чтобы в гонке все поставить на карту.
Фильм включает в себя множество раритетных документальных кадров, в том числе с гонок 50-х годов, здесь можно увидеть Энцо Феррари, Альфонсо де Портаго, Луиджи Муссо и других. Фильм пробирает до костей. Еще нигде на широких экранах не было продемонстрировано такого количества задокументированных аварий и смертей в автоспорте. Смерть и мужество, героизм и любовь повсюду.
Вся история рассказана с помощью различных интервью — как с самими героями, так и с их друзьями, родственниками, близкими. Возможно, в фильме не так много времени уделено самому Энцо Феррари (столько же, как и другим), но не это было задачей картины, посвященной гоночной команде и определенной вехе автоспорта. Тем же, кому интересна биография этого великого человека, можем порекомендовать картину 2002 года под названием «Ferrari».
Фильм «Ferrari. Гонка за бессмертие» вышел на экраны сразу после двух других документальных фильмов, выпущенных в том же году и посвященных McLaren и Williams. Все, как в Формуле 1 — лучшая команда выходит на трассу последней.
Бобби Дирфилд (Bobby Deerfield, в прокате «Жизнь взаймы»), 1977
Художественный
Режиссер: Сидней Поллак
В титрах фильма указано, что он снят по мотивам одноименного романа Эриха Марии Ремарк, но воспримите это правильно: от романа Ремарка здесь практически ничего не осталось. Кстати, если захотите сравнить с литературной основой, искать можно либо «Жизнь взаймы», либо «Небеса не знают любимчиков», т. к. сам Ремарк позже изменил название книги.
Фильм вышел на экраны в сентябре 1977 года и позиционировался в США чуть ли не как еще один «Ле-Ман», «Гран-при» или «Победители». Пожалуй, это была самая главная ошибка, допущенная продюсерами и прокатчиками. На самом деле это романтическая история двух людей, каждый из которых играет со смертью — один вынужденно, другой — по собственной прихоти. Поэтому сборы от фильма оказались ниже ожидаемых.
Бобби Дирфилд, герой Аль Пачино — звездный гонщик формулы 1, который устал от автографов, болельщиков, съемок в рекламе и прочей атрибутики гоночной жизни. Лилианна Морелли, героиня Марты Келлер — девушка, не имеющая к автоспорту никакого отношения. Она смертельно больна, и лечится в той же больнице, куда попадает после аварии товарищ Дирфилда. Там они с Бобби и встречаются.
Этот фильм не столько о гонках, сколько о смерти и о том, что никто не знает своего предопределения, но если в романе Ремарка герой-гонщик, которого зовут, кстати, иначе: Клерфэ, погибает в аварии раньше девушки, то вот у Поллака девушка умирает первой как некое предупреждение Бобби Дирфилду, выходящему на старты больше по привычке, нежели по желанию или необходимости.
«Победа. Гоночная жизнь Пола Ньюмана» (Winning. The racing life of Paul Newman), 2015
Документальный.
Режиссеры: Адам Каролла, Нат Адамс
Фильм про Пола Ньюмана был снят в 2015 году, семь лет спустя после его смерти, а в этом году его дублировали на русский и стали показывать на бортах самолетов. Занявшись автоспортом в 48 лет, что уже само по себе достойно уважения, Пол Ньюман провел за рулем гоночных автомобилей около 35 лет, участвовал в крупнейших сериях и соревнованиях, таких как чемпионат спорткаров (World Sportscar Championship), Североамериканский чемпионат (North American Championship), «24 часа Дайтоны», «24 часа Ле-Мана» и другие, и одержал победы в нескольких гонках.
«Дни Грома» (Days of Thunder), 1990
Художественный
Режиссер: Тони Скотт
Раз уж я начал рассказывать выше о Поле Ньюмане и Томе Крузе, остановлюсь и на фильме «Дни Грома». Он у нас не столь популярен, как «Ле-Ман» или «Гран-при», так как основан не на европейских гонках, а на серии НАСКАР. Но для просмотра и получения удовольствия здесь вовсе не требуется знать регламент НАСКАРа, потому что технические правила совершенно не нужны для понимания простой истории о жажде побеждать, соперничестве, перерастающем в подобие дружбы, и о любви, которая обязательно случается почти в каждом американском фильме.
Сценарий здесь не слишком затейливый, но это от него и не требуется: фильм очень похож на саму гоночную серию — круг за кругом на высоких скоростях, с остановками на пит-стоп, пока не приблизится к развязке.
Завязка такова, что неудачник-менеджер (у которого не сложилось с его прошлой командой) приходит к неудачнику-инженеру (который находится под расследованием из-за гибели пилота в его машине) и говорит, что у него есть талантливый пилот-неудачник, имя которого замешано в каком-то скандале с акциями по вине другого человека. Втроем они решают попробовать заново — и у них отлично получается, первая победа в кармане.
«Двойка пик» (Deuce of Spades), 2011
Художественный
Режиссер: Фэйт Грейнджер
Этот фильм категорически отличается от всего описанного выше, но я решила немного разнообразить сегодняшние рекомендации.
«Двойка пик» — малобюджетный ($250 000) артхаусный проект, где в роли сценариста, режиссера, продюсера и оператора выступает один человек — Фэйт Грейнджер. Она же исполнила в фильме и главную роль. Но не спешите закрывать этот материал и говорить, что уж вот это вы точно смотреть не будете.
Да, это совершенно точно не голливудский блокбастер, и картина несопоставимо далека от, скажем, тех же «Дней грома», так что не ждите глобальных сцен и звезд мировых величин. Сюжет прост, мил, хорошо придуман и ладно снят, но что в этом фильме важно — это неподдельная любовь автора к хот-родам и умение показать уличных гонщиков 50-х годов, так называемых Road Runners. Да, этот фильм не совсем про автоспорт. Он про одно из направлений автомобильной культуры Америки и немного про нелегальные гонки, происходящие за пределами больших городов. Но вдруг именно это и окажется близко кому-то из наших читателей.
Девушка по имени Фэйт (судьба) — видимо, одна из ипостасей самого автора — заблудившись, оказывается где-то в глубинке на машине с пустым баком. В доме, куда она постучалась за помощью, живет пожилая женщина, чей муж коллекционировал хот-роды. Фэйт не может удержаться от искушения рассмотреть коллекцию и в итоге покупает одну из машин — Ford — под названием «Двойка пик».
Начиная раскапывать историю этого автомобиля, Фэйт узнает много любопытных подробностей, в том числе и про пропавшего владельца этой машины, а затем находит за сиденьем и старое письмо.
Совершенно не хочется давать спойлеры этого фильма, потому что мне кажется, что он и в самом деле может показаться милым и увлекательным. Фэйт Грейнджер явно неплохо разбирается в теме хот-родов, знает историю этого движения, и даже немного наивный режиссерский стиль может доставить такое же наивное удовольствие, которого нам порой и не хватает.
«Не волнуйся, Джонни, всегда будет следующая гонка!»