Продолжаем материалы об интересных фактах, происходивших во время самого знаменитого и длительного сражения русско-японской войны - битвы за Порт-Артур. Представляем Вам выдержки из воспоминаний священника А. Холмогорова, находившегося в крепости на протяжении всей осады (А. Холмогоров. В осаде. Воспоминания Порт-Артурца. Издание 1905 года).
1. "Русска-маминка "
"Раз русские устроили с японцами игру - стрельбу по являющейся цели. В русском окопе по адресу смежного японского вдруг раздается возглас:
-Эй, япошки!
Там слышится ответ:
Чиво?
- Стрельба по являющейся цели. После "три" - пали!
И начинается команда: "Раз" ... "Два" ... "Три"! и одновременно с последним возгласом из русского окопа по пояс выскакивают 6 солдат и моментально скрываются. Японцы хватают ружья, палят, но мимо. В русском окопе хохот, коему вторят и в японском. Затем такой же опыт проделывается во второй раз, только стрелки выскакивают совсем в других местах. Японцы опять пуделяют. Веселья еще больше. Но вот и японцы захотели испробовать тоже самое. И со стороны японского окопа раздается команда:
-Стрельба по являющейся цели ... Раз ...Два ...Три ...
А наш отделенный той порой выставил в окоп все свое отделение (чел. 50) и одновременно со словом "три" из русского окопа раздается залп по гребню японского. Выскочившие японцы как раз попадают под залп, и кое-кто оказывается ранен. В японском окопе слышится крик, стоны и ругань русская по адресу русских
- Русска-маминка, - озлоблено кричит какой-то японец"
О подобных играх во время русско-японской войны так же можно прочитать в статье Русский солдат против японца: кулачный бой у реки Шахэ. 1905 год
2. "Оборотень"
В статье Джиу-джитсу самураев против русских самодельных гранат: 5 интересных фактов о битве за Порт-Артур есть описание применения японцами специальных штурмовых щитов. Об этом пишет английский корреспондент Норригаард Б. В. бывший со стороны японской армии. Холмогоров же приводит взгляд на этот факт с русской стороны.
"В темную глухую ночь стоявший на редуте часовой вдруг заметил человеческую фигуру, вышедшую из японской позиции, шагов за 150 от нашей. Человек, стоя во весь рост, медленно приближался к нашему редуту. Пождав немного, часовой выстрелил в него, но неудачно, — человек продолжал двигаться. На выстрел обратили внимание другие часовые, заметили подходящего и тоже начали в него стрелять, но безуспешно. Поднялся еще кое-кто из стрелков, также взялись за ружья и стали посылать пули въ подходящую человеческую фигуру, но все безрезультатно. Фигура, нисколько не скрываясь, медленным шагом подходила все ближе и ближе. Проснулся фельдфебель; узнав въ чем дело, он прежде всего по фельдфебельски ругнул стрелков за неудачную стрельбу и приказал дать залп по бесстрашному японцу. Но и залп, и другой, и третий не имели никакого влияния на подходящего. Он шел себе как ни в чем не бывало! Стрелки пришли в недоумение. Что это такое приближается? Почему пули его не берут? Уж не оборотень ли это какой? пришло на ум солдатам. И вот наиболее трусливые побросали ружья и попрятались подальше в окопы. Другие помышляли дать тягу с позиции.
Но некоторые все же еще продолжали стрелять по подходящему, хотя и без надежды причинить ему вред. Вдруг, не дойдя шагов 15 до позиции, фигура пала. Стрелки еще постреляли по упавшему, из боязни, как бы он не встал, и оставили его лежать до утра. Ночью никто не осмелился подойти к нему. Только ранним утром кое-кто из стрелков решились подползти к лежащей фигуре, и тогда увидали, что это был японец, шедший к нам закрывшись металлическим щитом. Щит был вырезан из толстого (в палец) железа на подобие человеческой фигуры и был ремнями прикреплен к плечам японца; для глаз в голове щита были вырезаны отверстия. Прикрываясь этим щитом, японец шел к нашим позициям и нес два ящика пироксилина. Пули стрелявших в него, ударяясь о щит, только отскакивали, почему японец едва и не достиг цели. Убит же он был выстрелом сбоку, когда подошел близко к позиции и обнаружил свои незакрытые щитом стороны".
Читайте: Джиу-джитсу самураев против русских самодельных гранат: 5 интересных фактов о битве за Порт-Артур