Немногие знают, что знаменитая операция изначально в сценарии называлась не «Ы», а «У». Название изменил Гайдай. А дело было так. Завершение написания сценария соавторы неплохо отметили. А на следующий день, кто-то из творцов-создателей, страдал жутким похмельем. На предложение «подлечиться» при виде поллитровки водки он лишь отчаянно замотал головой, поморщился, скривился и произнёс: «Ы-ыыы…». Смотрелось и слышалось это так смешно, что режиссёр изъял из названия новеллы угрожающе-хулиганистое «У» и поменял на «Ы», лишь подкорректировав произношение буквы – вместо «мучительно-похмельной» на интригующее «чтобы никто не догадался»
Съёмки знаменитой комедии проходили в четырёх городах. Началось всё в Москве, где на территории «Мосфильма» снимали эпизод «Во дворе милиции». Здание милиции изображала одна из химических лабораторий студии, где проявляли плёнку.
После чего группа перебазировалась на одну из строительных площадок, чтобы начать съёмку эпизодов «На стройке».
Но киношников подводила то погода, то техника, то плохая пленка. В итоге все летние сцены отснять в Москве не удалось, и Гайдай стал искать места для съёмок на юге. Последние «летние» сцены в Москве снимали 16 октября. В этот день снимали очень «мокрый» и одновременно самый первый эпизод фильма – «Шурик под проливным дождём на автобусной остановке». Дальше в столице снимать лето было уже невозможно.
Гайдай вместе с оператором и художником вылетели в Баку, чтобы выбрать места для съемок. Однако и в столице Азербайджана погода оказалась не лучше. Тогда выбор пал на Одессу. Съемки в Одессе начались 21 октября. Но и там группу продолжал преследовать злой рок: назначенная на этот день съемка была отменена из-за внезапной болезни Демьяненко: простой длился до 25 октября. А когда съемки возобновились, то внезапно испортилась погода и объект «у дома Лиды» пришлось снимать в несколько заходов, когда проглядывало солнце.
Там же, в Одессе, нашли и подходящую стройплощадку, чтобы закончить съёмки новеллы «Напарник». На съёмочной площадке было жарко, порой даже обжигающе – в эпизоде, где Шурик угодил в битум. Этот битум из-за чьей-то неосторожности загорелся, и начался самый настоящий пожар. На Демьяненко едва не загорелась одежда. Огонь тушили и строители, и киношникиЮ.
Летние сцены закончить снимать смогли только в начале апреля. Съёмочная группа перебралась в Ялту, где была снята последняя сцена.