Найти тему
Свежая финская пресса

«Межевые столбы пытаются передвинуть»: о роли президента Финляндии в чрезвычайной ситуации

Оглавление

Ранее социал-демократы поддержали усиление роли президента в условиях кризиса, - напоминает политический обозреватель Yle Пирьо Аувинен.

Правительство Санны Марин не прониклось предложением президента Саули Ниинистё создать «кулак» - антикризисную группу. Фото: Lehtikuva
Правительство Санны Марин не прониклось предложением президента Саули Ниинистё создать «кулак» - антикризисную группу. Фото: Lehtikuva

Yle, 31.03.2020. Pirjo Auvinen

Пандемия сделала то, чего все законотворцы всегда стремились избежать: вынудила ввести в действие закон о чрезвычайном положении. Но когда две недели это произошло, выяснилось, что вопрос о разделении полномочий между президентом и правительством решён не полностью.

Финляндия стремится к парламентаризму за счёт ослабления властных полномочий президента и усиления роли правительства и парламента. Во многом этого добиться удалось.

Но теперь применённый впервые в истории закон о чрезвычайном положении показал, что текущее законодательство позволяет президенту поддаться соблазну попытаться расширить свои полномочия.

Именно в таком ключе было истолковано предложение Саули Ниинистё по созданию «кулака» для борьбы с эпидемией.

Предложения по законодательству от 2010 сейчас читать уже не особо интересно – за исключением того, что касается закона о чрезвычайном положении.

Предлагался новый закон, поскольку прежний был разработан в начале 90-х, то есть до вступления Финляндии в Евросоюз и вступления в силу в 2000 поправок к конституции.

Законопроект составил парламентский комитет обороны, поскольку закон о чрезвычайном положении был разработан «в пару» к закону о военном положении. Последний должен применяться, если Финляндия находится в состоянии войны или при волнениях, сопряжённых с насилием. Введение военного положения требует президентского постановления.

Обновлённый закон о чрезвычайном положении можно применять только «если государственный совет совместно с президентом признают, что страна находится в чрезвычайном положении».

Юха Коркеаоя, возглавлявший комитет, говорит, что президент должен был участвовать в введении чрезвычайного положения именно в роли главнокомандующего оборонительных сил. Вводные параграфы нового закона говорят именно о вооружённом нападении или угрозе такового – то есть о сфере ответственности главнокомандующего.

В закон о чрезвычайном положении была добавлена возможность его применения и в том случае, если в стране возникает и широко распространяется «опасная эпидемиологическая ситуация». Это не имеет никакого отношения к вооружённой агрессии и главнокомандующему.

В процессе разработки закона не учитывался вариант того, что роль президента ограничится лишь главнокомандованием.

В итоге сошлись на том, что введение в силу этого закона требует участия президента, но постановление об этом исходит от правительства. Таким образом закон не расширяет полномочий президента во внутренней политике, когда речь идёт об эпидемии.

С другой стороны, раз требуется президент, многие сторонники сильной президентской власти считают, что у президента есть право вмешиваться во все вопросы применения закона. То есть и в нынешней ситуации тоже.

10 лет назад комитет не был единодушен и изложил два особых мнения. Сейчас, когда границы властных полномочий президента вызывают разговоры, эти мнения стали актуальны.

В 2010 президентом была Тарья Халонен, долгое время возглавлявшая социал-демократическую партию.

Входившие в комитет обороны социал-демократы Рейо Лайтинен, Рейо Каллио, Саара Карху и Ээро Хейнялуома считали, что у президента должно быть больше власти, чем предлагалось в законопроекте.

Они полагали, что решения президента о введении чрезвычайного положения недостаточно. По их мнению, постановление о вступлении его в силу тоже должно было исходить от президента – точно так же, как и в случае военного положения.

Того же мнения придерживался и Яакко Лааксо из союза левых сил.

Но они остались в меньшинстве, и сегодня действует закон, по которому решение в этом вопросе остаётся за правительством.

Это любопытная ситуация. 10 лет назад социал-демократы не хотели сужения полномочий Тарьи Халонен.

Теперь же социал-демократ Санна Марин не соглашается с Саули Ниинистё (состоявшим в коалиционной партии) в вопросе создания антикризисной группы, которая работала бы двигателем в чрезвычайной ситуации.

Коркеаоя считает, что Марин действует правильно – в соответствии с духом и буквой закона.

Он подчёркивает, что у государственного совета есть и полномочия, и ответственность.

Основной принцип таков, что каждое министерство, но и муниципальные власти тоже, отвечают за свои действия в том числе и в условиях кризиса.

О чём же говорит недавняя переписка президента и премьера?

Думаю, о том, что межевые столбы, разграничивающие полномочия президента и правительство, пытаются передвинуть, как только возникает малейшая возможность.

Читайте также:

Правительство Финляндии отклонило предложение президента создать антикризисную группу по борьбе с эпидемией

Нужен «оперативный кулак»: опубликовано антикризисное письмо президента Финляндии премьеру

Подписывайтесь и читайте новости Финляндии на русском!