Годы стремительно уносятся от нас, а когда уже перевалит за 60, то начинаешь опасаться того, что канет в лета все, что ты пережил в своей жизни.
Вот я и стараюсь теперь, с помощью Яндекс Дзена, закрепить, на каком-нибудь носителе памяти, по крупицам, все мною пережитое.
Я не думаю, что это можно назвать мемуарами. Просто во мне эти воспоминания, пробуждают молодость, возвращают туда, где мне было так классно и привычно жить. Где я терпел неудачи и имел успех.
Иногда я меняю имена и названия в своих воспоминаниях, а в другой раз, воспроизвожу все так, как мне запомнилось.
Я не соблюдаю хронологию событий своих публикаций. Для меня это совершенно не важно. Важно другое, разбудить в душе те ощущения жизни, которые мотивировали саму жизнь тогда.
Часто на эти публикации пишут комментарии крутые специалисты по морскому делу, находя какие-то промахи в них.
Возможно они бывают правы, я воспринимаю нормально любое справедливое замечание. Ведь уже около двадцати лет я не в профессии. Но треть моей жизни, так или иначе, неразрывно связана с морем.
Поэтому, комментарии типа:-" какая-то байка в стиле мультика про капитана Врунгеля " меня абсолютно не колышут, даже не буду удалять.
Так получилось, что после окончания МВИМУ имени "Ленинского комсомола", ускоренного срока обучения, я не долго просидел в резерве.
Служба мореплавания управления "Севрыбхолодфлот", а точнее, морской инспектор по кадрам Шапоров Сергей Степанович, выписал мне направление третьим помощником капитана на плавбазу "Полярная Звезда", которая в это время, находилась в Баренцевом море на мойвенной путине. Было тогда две путины в году, весной и осенью.
В "Севхолоде" существовала такая доктрина, судоводители с высшим образованием должны работать на плавбазах. До этого я работал третьим штурманом на транспортных рефрижераторах.
Конечно, я не знал специфику работы производственных судов. И если, кто-то из читающих будет уверять, что третьему штурману, могли доверить самостоятельно, только передвинуть ручку телеграфа по команде "топ офицера", они глубоко ошибаются.
Действительно, на транспортных судах "Севрыбхолодфлота" была совсем другая работа. Транспорта гораздо реже ходили сквозь группы промысловых судов, всегда выбирая место для швартовки, где-нибудь в сторонке. И младший штурманский состав, на транспортных судах, имел меньший практический навык самостоятельного несения вахты.
Меня доставили на " Полярную Звезду"первым ближайшим транспортом, уходящим за грузом мороженной мойвы на промысел в Баренцево море.
Переход транспорта на промысел, составлял менее суток, а "Полярная Звезда" была первая по очереди под выгрузку. Так что доставка меня на плавбазу произошла без каких-либо задержек. Через сутки после выхода транспорта я уже принял дела.
Конечно третий штурман несет вахту непосредственно под контролем капитана. Капитаном на "Полярке"(так плавбазу называли по простому) был легендарный Александр Иванович Чурилов.
В последствии, один из вновь поступивших транспортных рефрижераторов в "Севхолодфлот", был назван его именем. Но в девяностые судно продали "под флаг" и название изменили (гады).
Капитан как-то даже ласково, несколько с ухмылочкой, улыбнулся после моего представления ему. "Идите работайте"- только что он и произнес.
Ну я и пошел. Первая неделя для меня оказалась кошмаром.
Надо заметить "Полярка" была флагманской плавбазой. На борту у нас, находился начальник промыслового района, Илгунас Виктор Александрович, со своим любимым, не побоюсь этого слова, экономистом Валерой Ефремовым.
Валера был моим однокашникам по средней мореходке. Учился он всегда хорошо, но по зрению его не выпустили в море штурманом, и он устроился в главк "Севрыба" клерком. Я увидел его в форменном сюртуке с регалиями до локтя, как у капитана.
Это выглядело тогда даже как-то смешно, но все равно, я был рад этой встрече. Все-таки было с кем по "трещать" после вахты.
Илгунас "таскал" Валеру на все путины с собой, как экономиста штаба.
Интересно заметить, что в 1985 году, на осеннюю путину был назначен другой начальник промыслового района, и мойва для судов кошелькового лова в Баренцевом море пропала.
Так вот, флагманская плавбаза регулировала очередь всех промысловых судов кошельковистов и вела очередь заметов.
Все постановки на очередь и порядок подхода к плавбазам, вели вахтенные штурмана плавбазы флагмана.
А в группе, судов было около полтинника, плюс плавбаз штук пять, шесть.
Мойвенная путина тогда, это были целые "города" на воде. Кроме российских судов, часто группа перемешивалась с норвежскими.
Иногда тральщики залезали в группы кошельковистов.
В радио эфире на УКВ и на промежуточных частотах типа 2575, творился просто галдеж.
Вот во все это, мне пришлось окунуться без предварительной подготовки. Я метался по мостику, как "электро веник", от одной радиостанции к другой, отвечая на вызовы промысловиков.
А кроме того, надо же было выполнять свою работу, следовать к очередному борту, или отпускать от борта промысловое судно, Хорошо, что уже начали появляться спутниковые навигационные системы и без особых проблем можно было определять местоположение судов.
И все это в плотнейшей группе судов и в туман, и в снег, и ночью, и днем.
Еще одна фигня постоянно доставала меня, это судовой телефон. Который тоже трещал бесперебойно. Откуда только не звонили на мостик.
И с фабрики, и с камбуза, из прачечной, или из буфета. Кому-то надо крен на левый борт, кому-то на правый. Кому-то надо дать воду в пожарную магистраль. Кому-то кого-то позвать куда-то. Ну просто "жопа"- казалось мне.
Не спорю, на швартовки к кошельковому неводу тогда, выходил Александр Иванович. Возможно он по началу и наблюдал за моими действиями из каюты.
Как то раз, мы заходили на швартовку к очередному кошельку, капитан был на мостике и я почувствовал какую то расслабуху, после сильного перенапряжения. Я стоял у иллюминатора как баран.
Слышу, Чурилов своим спокойным хрипловатым голосом говорит:- "Вызывают." Проходит пол минуты, капитан опять;- "Нас вроде?"
Я никак не возьму в толк, о чем он? Александр Иванович посмотрел на меня и произнес еще пару слов: - " Глухой что-ли?"
И тут я услышал, что на частоте 2575, кто-то, надрываясь, вызывал:- "Полярная Звезда", "Полярная Звезда". И я понял, что капитан обращался ко мне.
Конечно было не ловко, но это все прошло. Прошло, как я писал уже, примерно дней через десять.
Вскоре все встало на свои места. Тогда уже я не представлял себя без этого мостика, без этой суеты, гвалта промысловиков по радио и различных звонков судового телефона. Эта жизнь промысла, соединилась с моей.