Найти тему
СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Феминистки князя Святослава. Подвиг равноправия.

Доброго времени суток Уважаемые читатели! Наверняка практически все из нас слышали мифы о женщинах-воительницах в разных культурах народов мира. В первую очередь речь идёт, конечно, о широко известных или, точнее, разрекламированных амазонках. О них много написано в древнегреческих мифах, связанных с эллинским миром. Наследие эпохи эллинов долгое время было модным, да и сейчас остаётся востребовано. Поэтому и стали амазонки нарицательным символом женин-воительниц по всему миру, в то время как у других народов (а сказания о них сохранились везде) они назывались по-разному. Это отдельная большая тема освещение которой не входит в задачи данной статьи, поэтому ограничимся тем, что такие персонажи были известны не только в Древней Греции. В массовую культуру стереотип воительницы, активно участвующей в сюжете, как считается, проник в 1970-е гг. в связи с всплеском феминистского движения в западной цивилизации. Возможно, но сегодня речь пойдёт об одном конкретном случае, о котором и ангажированная пресса почему-то не вспоминает. Очень странно. Может потому что это связанно с наследием славян? Но почему тогда молчат российские феминистки? Варианта два: банальная не осведомленность, что вряд ли или невыгодная правда о мотивации женского подвига. Решайте сами.

Существует много доказательств о девах щита (или меча) в русских дружинах. В народных сказаниях мы встречаем много таких имён: Настасья Королевична, Златогорка, Савишна... Там же упоминаются их дочери - сильные и опасные воительницы, которых огорчает лишь одно - отсутствие достойного противника:

- Коль Владимир князь стольно-киевский
Мне не даст да супротивника,
Из чиста поля да наездника,
Я приеду тогда во славный Киев-град,
Мужичков всех повырублю,
А все церкви на дым спущу,,,

И ещё забавный момент - бесстрашные богатыри - гордость земли Русской, вступать в бой с этими дамами не решались! Ну разве совсем в крайнем случае. К примеру Алёша Попович и Добрыня Никитич от боя с Златогоркой отказались и искренне пытались отговорить от этой затеи Илью Муромца! Последний женщину одолел, но едва не лишился головы... Кстати, далее в былине говорится, что спустя годы Илья встретил свою "неузнанную" дочь от побеждённой им Златогорки)) Но это так, к слову.

Изображение  взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

На Руси женщин-воительниц называли поляницами. Это название произошло от распространенного у славян обряда-инициации (посвящения) в воины -"полякование". Посвящаемый богатырь выезжал в дикое поле в полной амуниции и искал встречи с достойным соперником, "поединщиком". Воином или разбойником с большой дороги. Найдя подходящий экземпляр он бросал ему вызов и бился в честном бою. Победа подтверждалась отрубленной головой противника, другие трофеи брать запрещалось. Позже обряд посвящения перешёл в своего рода развлечение ну или, подтверждение квалификации, если хотите. Отсюда и название - от слова поле. Касаемо женщины - поляница. И явление это носило не одиночный характер. Например, греческие и арабские летописцы прямо указывают о найденных после сражений телах убитых женщин среди княжеских дружинников, которые отважно сражались на равне с мужчинами. Это писали враги!
Другими словами женщины в войсках русичей были и отнюдь не в вспомогательных подразделениях. И сейчас им посвящают стихи современные поэты:

Не удержишь в затворенной келье –
Мне туда, где за взмахом орла
Понеслась с соловьиною трелью
Из кленового лука стрела.
Мне туда, где звенит о шеломы
Быстрых сабель отточенный свет,
Где со смертью так близко знакомы,
Словно братствуют тысячи лет.
Где ветра на кургане забытом
Колыхнули соленый ковыль...
Мне туда, где звенит под копытом
Русских песен далекая быль.

Стихи А Белянин.

Несколько сотен таких вот дев щита участвовали в болгарском походе князя Святослава и непосредственно в обороне Доростола. "Доростольское сидение" хорошо известно как одна из выдающихся страниц славянской военной истории. Если очень коротко, то это была попытка императора Византии Цимисхия уничтожить небольшое русское войско вот главе с князем. Ставка князя находилась в небольшом болгарском городе Доростоле на берегу Дуная. Цимисхий троекратно превосходящими силами окружил город и попытался взять его. Однако штурм успеха не имел и византийцы приступили к осаде. Осада продолжалась три месяца в ходе которой можно выделить три больших сражения. Забавно, но все три раза именно войска Святослава нападали на осаждавших, а не наоборот. Византийцы, не сумев одолеть русичей в открытом бою подтянули осадные машины и стали методично разрушать стены и убивать защитников города из камнемётов. В некоторых источниках упоминается одна большая осадная башня на которой греки установили катапульты. Ситуация становилась катастрофической, войска пребывали в унынии и падали духом.

Изображение  взято  из  открытых  источников
Изображение взято из открытых источников

Святослав всегда был авантюристом и во всех сражениях только атаковал - по-другому он воевать не умел. Оказавшись в тяжелейшей ситуации князь вновь решил не менять тактику и об отступлении даже не помышлял. Ночью князь провёл общее собрание дружины, где было принято решение провести вылазку и уничтожить башню. Для операции набрали отряд из 500 добровольцев. Однако башня находилась под сильной охраной и вызвавшиеся воины являлись по-сути смертниками. Мужественных дружинников это не пугало и вопрос, казалось, был решён. Но тут произошло не предвиденное. Как я уже сказал, в составе войска находилось большое количество женщин. Трудно сказать точно, были ли они выделены в отдельные отряды, но судя по единодушию и организованной позиции - да. Так вот, когда решение уже было принято, несколько воительниц, видимо командующих этими отрядами выразили князю резкое несогласие. Женщины заявили, что они не могут больше видеть, как погибают их мужья (видимо воительниц всё же берегли в сражениях и не посылали на наиболее опасные участки) и потребовали у Великого князя дать возможность погибнуть им... Князь согласился.

Кто-то в последствии назвал князя блестящим психологом, исходя из результата, но... Единственное что оправдывает его в моих глазах, это то, что я не могу мыслить категориями десятого века. Но понять не смогу никогда.

Так или иначе с восходом солнца 20 июля 971 года закованный в латы отряд русичей обрушился на безмятежно спящих греков и прорвался к осадному сооружению. Башня была обращена в прах. Также в жестоком бою был убит начальник осадных отрядов, построивший эту башню, без которого восстановить сооружение византийцы не могли.

Окруженные со всех сторон греками, отважно сражавшиеся воительницы, к вечеру геройски погибли... Со стен крепости мужчины видели как внизу сомкнутыми рядами сражаются их жены. Как под натиском врага их ряды медленно тают. Воины стояли, стиснув оружие, у некоторых из глаз от бессилия текли слезы. Что сделал Святослав, дав разрешение погибнуть на глазах у мужей их женам? Психологически он взорвал своих воинов. Ночью на собрании на него смотрели люди жаждущие гибели всему византийскому воинству, И не важно, что на каждого из них приходилось по десять греков. Русичей это уже не волновало. Войско требовало от своего полководца битвы. Битвы насмерть, до конца. Пока не будет уничтожен последний христианский воин.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Едва дождавшись утра войско Святослава с невиданной яростью обрушилось на многократно превосходящего врага безжалостно уничтожая греческих воинов. Войско Цимисхия таяло на глазах и пятилось назад, обращаясь в бегство. Только не виданной силы буря остановила жаждавших мести русских мужчин. Потоки ливня скрыли неприятеля из виду и Святослав вынужден был вернуть войско в город. А Цимисхий...
Устрашённый Цимисхий запросил мира, согласившись вновь платить дань Русским князьям и обеспечил славян продовольствием на обратную дорогу.

Ну что тут можно сказать? Да только одно - что славянские женщины беззаветно любили своих мужей, а те в свою очередь не меньше любили своих жён. Иначе не набросились бы как раненые львы на врага их убившего и истекая кровью не выходили из боя пока не падали замертво. И те и другие бились не за равноправие, не за Родину даже - они сражались друг за друга в любви и ненависти. Но подвиг женщин десятого века по истине нельзя переоценить, как и тот пример самопожертвования, который они подали своим мужчинам, почти упавшим духом. Знайте об этом, помните и будьте достойны своих предков. Оно того стоит!...