О себе: мне уже 60, долгое время работала в Службе семьи, поэтому большое количество моих знакомых - профессиональные психологи. После того как узнала, что убитая собственным сыном 45-летняя Ирина Соколова, супруга экс-вратаря сборной Россси по хоккею, тоже имела психологическое образование, решила поразмышлять, почему у представителей этой професии такой бардак в собственных семьях.
***
Напомню ситуацию июня 2019 года. В посёлке Новая Романовка Ленинградской области произошла трагедия - в собственном доме от многочисленных ножевых ранений скончалась жена Максима Соколова, который работал тренером молодёжной команды СКА. Ранен был и 18-летний сын Максим-младший, подающий надежды в хоккее и тренирующийся под началом собственного отца. Подозрение изначально пало на Арсения - младшего брата Максима, которому на тот момент было 15 лет.
Если старший сын характеризовался исключительно положительно: спокойный, подающий большие надежды в спорте, то поведение младшего вызывало большие нарекания. Арсений никак не мог найти себя, пробовал различные хобби, но к подростковому возрасту так и не определился. Специалисты предположили, что он мог завидовать брату, который был гораздо успешнее. Кроме того, Максим-младший перенёс онкологическое заболевание, поэтому родители уделяли ему больше внимания и заботы, что могло вызывать у Арсения ревность.
***
В январе расследование завершилось, и дело стало рассматриваться Всеволожским городским судом. На первом заседании неожиданно выяснилось, что единственный подозреваемый - это Максим-младший, который сам был ранен и длительное время находился в больнице. Более того, по заключению экспертизы юноша признан невменяемым и находится в психиатрической лечебнице.
Следующее заседание состоится в середине апреля, однако уже сейчас ясно, что речь может идти только о принудительном лечении. Максим Соколов, отец подозреваемого, интервью не даёт. Что удалось узнать из открытых источников?
***
Отошения супругов Соколовых последние три года были крайне напряжёнными, практически они вместе не жили. Ирина с самого начала заняла позицию стороннего наблюдателя за карьерой супруга. Когда он играл в Омске, Череповце и других городах, она оставалась в Санкт-Петербурге и с мужем не ездила. Несмотря на образование, женщина не работала, зато в социальных сетях сохранились её видеообращения, где она рассказывала о своих успехах в игре на фондовой бирже. Ирина восторженно призывала подписчиков последовать её примеру.
В Новой Романовке с детьми она проживала одна. Отец в силу занятости уделял воспитанию детей значительно меньше внимания и времени. Уже в ходе следствия выяснилось, что парни практически не посещали школу. Максим сосредоточился на хоккее, а Арсений занимался фехтованием. Проблемы с психикой у старшего стали проявляться за несколько месяцев до трагедии. Так, он поговаривал о суициде и даже предлагал брату совершить ритуальное убийство. Тот рассказал об этом матери, но Ирина значения этому не придала.
***
Подобную ситуацию - несчастливый брак, проблемы с детьми, конфликтные отношения с родственниками и коллегами - замечала почти у половины психологов, с которыми приходилось работать. Вижу этому сразу несколько объяснений:
- На психологические факультеты нет никакого профессионального отбора, кроме результатов ЕГЭ. Среди абитуриентов много тех, кто пытается с помощью образования разрешить свои собственные проблемы и комплексы. В открытых источниках говорится о том, что психика Ирины Соколовой также не была устойчивой, и якобы она сама как-то хотела свести счёты с жизнью.
- Мы все живём в рамках собственных ограничений, поэтому для практикующего психолога важно пройти курс психоанализа в качестве клиента, чтобы отработать собственные проблемы.
- Мы находимся на том этапе подготовки психологов, когда преподавателей, способных подготовить специалистов-практиков, не так много. Длительное время подобные факультеты готовили исключительно теоретиков.
- Личность незрелая, закончившая факультет и вооружённая знаниями, превращается не в профессионала, а в искусного манипулятора, способного использовать людей из близкого окружения.
***
Смотрю на фотографию младшего сына Ирины Соколовой во время прощания с матерью (не выставляю, ибо мальчику нет 18 лет). На лице парня можно прочитать всё: скуку, отстранённость, безразличие... только не любовь и страдание. Почему?
Пишите своё мнение в комментариях, жмите палец вверх и обязательно подписывайтесь на канал "А ну-ка, бабушки!"
Советую прочитать:
Написать картину в 98 лет, вышивать в 94: у творчества нет возраста
СтоИт ли "Международная пилорама" с Тиграном Кеосаяном на страже нашего иммунитета?
О фанатизме и не только: ответственны ли родители Соколова за деяние взрослого сына?