Найти тему

Русские народные сказки: польза или вред

Польза семейного чтения бесспорна! Семейное чтение способствует формирование духовного и интеллектуального развития (мыслительных процессов, воображения, развития речи). Русские народные сказки по своему изложению, как нельзя лучше подходят для совместных чтений. Они, являясь продуктом народного творчества, знакомят с народными традициями, учат мудрости.

Однако, по моим наблюдениям, русские народные сказки, в том виде, в котором они сегодня рассказываются (представлены в детских книжках), не всегда имеют социально приемлемую модель поведения героев. И поэтому могут не только не обучить ребенка доброму и светлому, но и сформировать у ребенка не правильное восприятие социальных отношений, а некоторые, и напрямую травмировать психику ребенка

Вот несколько русских народных сказок, которые нам в свое время рассказывали наши родители или бабушки: Колобок, Теремок, Репка, Машенька и медведи.

Анализируя сюжет, вдруг обнаруживаешь совсем не добрые и не позитивные вещи!

Что произошло с колобком? Ну да – его съела лиса!
Про с Теремком? Его раздавил медведь! Плюсом является то, что звери успели из него разбежаться.
Сказка Машенька и медведи - сказка о вандализме! Маленькая девочка вломилась в чужой дом, и пока хозяева отсутствовали. Она съела всю еду, переломала мебель и испачкала постельное белье на кроватях. И в довершении уснула в кровати ребенка прямо в одежде и лаптях…. Не мудрено, что даже хорошие добрые люди очень бы рассердились. Но она безнаказанно сбежала через окно и благополучно добралась до своего дома.

Как то, дочитав эту сказку своей дочери, я оторопела. Какова ее мораль? Чему мой ребенок должен был научиться?

По тексту сказки понятно, что девочка пришла к незнакомым, пусть, медведям. Кто ее туда звал? Почему она так себя повела? Конечно, мне так было стыдно за эту девочку, что я начала спешно придумывать продолжение.

И рассказала своей дочери примерно следующее: Машенька пришла домой и рассказала дедушке и бабушке о своих приключениях. Дедушка и бабушка очень огорчились! Они покачали головой и спросили свою внучку: Машенька, а разве тебя кто в дом приглашал? А разве тебя кто за стол сажал? А разве можно по чужим кроватям лазить, и тем более, в грязных лаптях, на чистую постель ложиться? Сейчас же ступай к медведям и проси у них прощения!

-2

Машенька пошла к медведям. Медведи были дома. Она просила у них прощения и постаралась все исправить: перемыла посуду и пол, наварила похлебки, перестирала белье. Пока она доделала все дела, Михали Потапович отремонтировал Мишуткин стульчик. Медведи оказались добрыми и напоили Машеньку чаем с малиновым вареньем. Дали Машеньке гостинцы и проводили ее домой! А Машенька с тех пор стала хорошей девочкой.

Сказка про Теремок у меня заканчивалась тем, что Медведь построил новый Теремок и там всем места хвалило Мышке-норушке и Лягушке -квакушке и Зайчику–побегайчику (ну другим героям). И стали они жить поживать да добра наживать, да песни распевать!

Ну а Колобка Лиса, конечно, съесть не могла. Потому что пока он катился, превратился в сухарик и Лиса сломала об него зуб (Поделом!). А колобок катился, катился и прикатился в Москву и стал знаменитым артистом! Каждый день он входит на сцену и поет зрителям свою веселую песенку «Я Колобок, Колобок, по амбару я метен, по сусекам я скрябён, натуральный я блондин, на всю страну такой один)))»

-3

Конечно, при осмысленном подходе, можно недостатки наших народных сказок использовать во благо. Обсуждение сюжета использовать как тему для беседы о духовных ценностях. Позволит ребенку выразить свои чувства и проявить соучастие к происходящему в сказке, будет способствовать вашей эмоциональной и духовной близости.

А у Вас есть мление по этому поводу?

Подписывайтесь на канал!