Найти тему
Мода в книгах

Корсеты, тесные перчатки, невозможные туфли: ограничения ради безопасности

Этот блог посвящен тому, как одеты героини книг и фильмов, но так как предыдущая статья о перчатках вызвала дискуссию среди моих друзей в ФБ, я решила уточнить ряд вопросов без отсылок к литературным героиням, просто на примерах исторического материала.

Предыдущая статья была посвящена в основном защитной роли дамских перчаток. Автомобильные защищали от грязи, простые дневные - от загара, бактерий, пыли и прочих природных условий. От посторонних взглядов и "случайных" прикосновений защищали вечерние перчатки - в опере, на балу и так далее. Впрочем, своеобразным барьером от всяких неожиданностей служили не только они - но и другие предметы дамского гардероба. И да, за эту защиту приходилось платить удобством.

Даже в просвещенном XIX веке дамы из состоятельных семей и среднего класса были ограничены во многих аспектах - чисто физически. К примеру, рукава модных платьев мешали как следуют замахнуться при игре в крокет, хотя платья и анонсировались как спортивные. А кринолины были такими широкими, что к стулу приходилось пятиться задом и садиться наугад, так как просто подойти, развернуться и сесть объем юбки не позволял.

Карикатура, высмеивающая моду на широкие кринолины, которые не позволяют мужчине дотянуться до женщины. Кавалеры на картинке угощают дам дистанционно. В действительности, даже максимально широкие кринолины 1860-х годов, не были настолько широкими, но, и правда, делали телесный контакт затруднительным, что, впрочем, маменькам на балах нравилось.
Карикатура, высмеивающая моду на широкие кринолины, которые не позволяют мужчине дотянуться до женщины. Кавалеры на картинке угощают дам дистанционно. В действительности, даже максимально широкие кринолины 1860-х годов, не были настолько широкими, но, и правда, делали телесный контакт затруднительным, что, впрочем, маменькам на балах нравилось.

Но важнее всего тот факт, что все эти физические ограничения дама терпела не из-за ханжества пожилой бабушки, которая "лучше знает, как надо", а по причинам собственной безопасности. Конечно, бабушка, взывая к рассудку барышни, именно эти причины и транслировала. Однако, большинство молодых дам и сами были уверены в целесообразности умеренных ограничений во имя собственного блага - тем более, если это всё было напрямую связано с новым модным силуэтом.

Изображение венецианки, надевающей чопины на высоких платформах. Против ношения этой обуви возражала католическая церковь, называя ее беспутной. А вот некоторые мужья, наоборот, поддерживали модные увлечения своих жён, так как высота чопин ограничивала самостоятельное передвижение дам.
Изображение венецианки, надевающей чопины на высоких платформах. Против ношения этой обуви возражала католическая церковь, называя ее беспутной. А вот некоторые мужья, наоборот, поддерживали модные увлечения своих жён, так как высота чопин ограничивала самостоятельное передвижение дам.

Основная проблема дискурса в том, что мы с вами даже представить себе не можем меру этих незаметных физических ограничений. С того времени, как крой стал подразумевать возможность неограниченного движения, а в любую материю стали добавлять хоть процент синтетического волокна, одежда стала более пластичной. А заведомо ограничивающие движения предметы либо шьют более свободными - как это происходит с перчатками - либо не используют в гардеробе вовсе.

Изменились и стандарты красоты: тугие высокие воротнички под подбородок и тесные перчатки, в частности, оберегали летом кожу от загара. Но когда загар стал частью модного образа жизни, подчеркивающей наличие средств и свободного времени для полноценного отдыха на побережье, они перестали быть необходимыми в данных условиях.

Принц Уэльский, будущий король Георг V, на приёме в саду. Лето 1907 года, но и принц, и его собеседницы носят узкие перчатки, так тесно сидящие, что мы без труда различаем каждый мускул или косточку  - особенно показательны темные перчатки мужчины. У дам та же ситуация, хоть на фото это не так заметно. Зато заметны неестественные позы женщин, закованных в модные S-образные корсеты, и высокие воротнички, сдавливающие шею до самого подбородка.
Принц Уэльский, будущий король Георг V, на приёме в саду. Лето 1907 года, но и принц, и его собеседницы носят узкие перчатки, так тесно сидящие, что мы без труда различаем каждый мускул или косточку - особенно показательны темные перчатки мужчины. У дам та же ситуация, хоть на фото это не так заметно. Зато заметны неестественные позы женщин, закованных в модные S-образные корсеты, и высокие воротнички, сдавливающие шею до самого подбородка.

Одна моя знакомая оставила к той моей статье комментарий, доказывающий, что современные кожаные перчатки не составляют проблемы для пользования смартфоном. На что мне пришлось привести цитату о том, что подразумевалось под хорошо посаженной перчаткой 120 лет назад. "Перчатки так тесно облегали руку, что, какой бы тонкой она ни была, в фигурной прорези сердечком всегда виднелась подушечка припухшей розовой плоти. Дамам случалось тратить довольно много времени, снимая и надевая перчатки; чтобы сдвинуть их с места, приходилось так напрягаться, что с кончиков пальцев стекали капельки пота. Когда же им это удавалось, можно было видеть, как они встряхивают в воздухе руками, чтобы возобновить кровообращение". В такой, пожалуй, не до смартфона.

Еще одна знакомая уточняла про высоту платформы у женской обуви позднего Средневековья. "Ты, наверное, ошиблась: не до 50 см, а до 5. Ведь так ходить невозможно!" Но я не ошиблась: высота венецианских туфель чопин могла достигать и 50 см, хотя, конечно, чаще была вдвое меньше. И ходить в них, конечно, было невозможно - так на то и служанки: поддержат с обеих сторон при перемещении по дому. А если дама решится выйти на улицу... Постойте, а что она там забыла на улице? Пусть носит чопины и сидит дома, так надежней.

Даже на двух этих примерах можно проследить, какой длинный и сложный путь совершила женская эмансипация, освобождая нас сперва от чопин, в которых невозможно передвигаться без посторонней помощи, потом от перчаток, в которых всё время только и думаешь о том, что руки затекают, и мечтаешь уже снять с себя всю эту сбрую.

От грязи - а ее реально было много на улицах мегаполисов XIX века - предохраняла не только специальная полоска жесткой ткани, пришивавшаяся с изнанки к подолу прогулочной юбки и собиравшая на себя всю грязь, но и слои нижнего белья. Считалось, что чем больше чистого белого льна или хлопка носит между телом и платьем женщина, тем лучше она защищена, причем как снаружи, так и изнутри. Все эти сорочки, накорсетники и нижние юбки не давали пропотевать платью. Зато платье собирало на себя всю уличную грязь, и его ежедневно чистила либо горничная, либо - при скромных средствах - сама владелица. Но пОтом платье не пропитывалось, а уличная грязь, в свою очередь, не добиралась до тела. Казалось бы, в чем проблема: надеть кучу льняных вещей и ходить в них, как в химзащите. Но ведь каждая из них имеет вес. А вместе может сложиться и несколько килограмм. До изобретения легкого кринолина-клетки в 1850-х годах, заметно облегчившего участь дам, для придания платьям пышной формы использовались тяжелые нижние юбки из конского волоса и льна. Название crino (конский волос) line (лен) восходит как раз к тем временам.

Самый, наверное, популярный предмет в подборке - это корсет. О нем написано столько исследований, что смысла перечислять все доводы "за" и "против" его ношения, прозвучавшие в течение XIX века, просто нет.

Карикатура на тему чрезмерно тугой шнуровки, 1898
Карикатура на тему чрезмерно тугой шнуровки, 1898

Несмотря на то, что в XIX веке квазивзрослые корсеты надевали на девочек не ранее подросткового возраста, детские мягкие корсеты носили и малышки. Их даже объявляли полезными для здоровья: считалось, что они оберегают растущее тело от вредных физических привычек, вроде сутулости. К тому же корсет оберегал от холода и, конечно, служил еще одной преградой на пути бактерий к телу.

А еще корсет охранял от чужих прикосновений. Остановимся на цитате, из которой следует, что, по мнению дам старшего поколения, он и правда нёс защитные функции. Эдит Роде родилась в 1879 году, а этот диалог относится к 1890-м годам. В воспоминаниях о своей жизни она приводит ситуацию, когда пыталась уклониться от надевания корсета под бальное платье, но вызвала гнев своей бабушки, хоть мать готова была уступить капризу дочери:

- Я в нем не могу дышать, - ответила я с вызовом.

- Я могу, - сказала бабушка, - твоя мать может, твои сестры могут, значит, и ты сможешь. И, позволь спросить, как прикажешь молодому человеку тебя обнимать? (ситуация подразумевает танцы: семейство едет на бал)

- Но ведь она в корсаже, - возразила мама, задетая за живое. Бабушка была непоколебима.

- Корсаж! Не может же он обнять ее за корсаж!

Дама прошлого была растением комнатным. И хотя представительницы тех сословий, где приняты были и регулярные визиты в город, и самообслуживание, - жены небогатых врачей или юристов, к примеру, - тоже носили и корсет, и перчатки, и кринолины, и высокие воротнички, и массу нижних юбок, все эти предметы всё равно подчеркивали бОльшую гендерную уязвимость и необходимость защиты от окружающего мира. От чего они защищали? От грязи, пыли, бактерий, загара, нескромных взглядов и чужих прикосновений, от холода, от формирования дурных привычек. Но, что характерно, часть из этих "охранников" и сами не были безвредны.

Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах".