Этот блог посвящен тому, как одеты героини книг и фильмов, но так как предыдущая статья о перчатках вызвала дискуссию среди моих друзей в ФБ, я решила уточнить ряд вопросов без отсылок к литературным героиням, просто на примерах исторического материала.
Предыдущая статья была посвящена в основном защитной роли дамских перчаток. Автомобильные защищали от грязи, простые дневные - от загара, бактерий, пыли и прочих природных условий. От посторонних взглядов и "случайных" прикосновений защищали вечерние перчатки - в опере, на балу и так далее. Впрочем, своеобразным барьером от всяких неожиданностей служили не только они - но и другие предметы дамского гардероба. И да, за эту защиту приходилось платить удобством.
Даже в просвещенном XIX веке дамы из состоятельных семей и среднего класса были ограничены во многих аспектах - чисто физически. К примеру, рукава модных платьев мешали как следуют замахнуться при игре в крокет, хотя платья и анонсировались как спортивные. А кринолины были такими широкими, что к стулу приходилось пятиться задом и садиться наугад, так как просто подойти, развернуться и сесть объем юбки не позволял.
Но важнее всего тот факт, что все эти физические ограничения дама терпела не из-за ханжества пожилой бабушки, которая "лучше знает, как надо", а по причинам собственной безопасности. Конечно, бабушка, взывая к рассудку барышни, именно эти причины и транслировала. Однако, большинство молодых дам и сами были уверены в целесообразности умеренных ограничений во имя собственного блага - тем более, если это всё было напрямую связано с новым модным силуэтом.
Основная проблема дискурса в том, что мы с вами даже представить себе не можем меру этих незаметных физических ограничений. С того времени, как крой стал подразумевать возможность неограниченного движения, а в любую материю стали добавлять хоть процент синтетического волокна, одежда стала более пластичной. А заведомо ограничивающие движения предметы либо шьют более свободными - как это происходит с перчатками - либо не используют в гардеробе вовсе.
Изменились и стандарты красоты: тугие высокие воротнички под подбородок и тесные перчатки, в частности, оберегали летом кожу от загара. Но когда загар стал частью модного образа жизни, подчеркивающей наличие средств и свободного времени для полноценного отдыха на побережье, они перестали быть необходимыми в данных условиях.
Одна моя знакомая оставила к той моей статье комментарий, доказывающий, что современные кожаные перчатки не составляют проблемы для пользования смартфоном. На что мне пришлось привести цитату о том, что подразумевалось под хорошо посаженной перчаткой 120 лет назад. "Перчатки так тесно облегали руку, что, какой бы тонкой она ни была, в фигурной прорези сердечком всегда виднелась подушечка припухшей розовой плоти. Дамам случалось тратить довольно много времени, снимая и надевая перчатки; чтобы сдвинуть их с места, приходилось так напрягаться, что с кончиков пальцев стекали капельки пота. Когда же им это удавалось, можно было видеть, как они встряхивают в воздухе руками, чтобы возобновить кровообращение". В такой, пожалуй, не до смартфона.
Еще одна знакомая уточняла про высоту платформы у женской обуви позднего Средневековья. "Ты, наверное, ошиблась: не до 50 см, а до 5. Ведь так ходить невозможно!" Но я не ошиблась: высота венецианских туфель чопин могла достигать и 50 см, хотя, конечно, чаще была вдвое меньше. И ходить в них, конечно, было невозможно - так на то и служанки: поддержат с обеих сторон при перемещении по дому. А если дама решится выйти на улицу... Постойте, а что она там забыла на улице? Пусть носит чопины и сидит дома, так надежней.
Даже на двух этих примерах можно проследить, какой длинный и сложный путь совершила женская эмансипация, освобождая нас сперва от чопин, в которых невозможно передвигаться без посторонней помощи, потом от перчаток, в которых всё время только и думаешь о том, что руки затекают, и мечтаешь уже снять с себя всю эту сбрую.
От грязи - а ее реально было много на улицах мегаполисов XIX века - предохраняла не только специальная полоска жесткой ткани, пришивавшаяся с изнанки к подолу прогулочной юбки и собиравшая на себя всю грязь, но и слои нижнего белья. Считалось, что чем больше чистого белого льна или хлопка носит между телом и платьем женщина, тем лучше она защищена, причем как снаружи, так и изнутри. Все эти сорочки, накорсетники и нижние юбки не давали пропотевать платью. Зато платье собирало на себя всю уличную грязь, и его ежедневно чистила либо горничная, либо - при скромных средствах - сама владелица. Но пОтом платье не пропитывалось, а уличная грязь, в свою очередь, не добиралась до тела. Казалось бы, в чем проблема: надеть кучу льняных вещей и ходить в них, как в химзащите. Но ведь каждая из них имеет вес. А вместе может сложиться и несколько килограмм. До изобретения легкого кринолина-клетки в 1850-х годах, заметно облегчившего участь дам, для придания платьям пышной формы использовались тяжелые нижние юбки из конского волоса и льна. Название crino (конский волос) line (лен) восходит как раз к тем временам.
Самый, наверное, популярный предмет в подборке - это корсет. О нем написано столько исследований, что смысла перечислять все доводы "за" и "против" его ношения, прозвучавшие в течение XIX века, просто нет.
Несмотря на то, что в XIX веке квазивзрослые корсеты надевали на девочек не ранее подросткового возраста, детские мягкие корсеты носили и малышки. Их даже объявляли полезными для здоровья: считалось, что они оберегают растущее тело от вредных физических привычек, вроде сутулости. К тому же корсет оберегал от холода и, конечно, служил еще одной преградой на пути бактерий к телу.
А еще корсет охранял от чужих прикосновений. Остановимся на цитате, из которой следует, что, по мнению дам старшего поколения, он и правда нёс защитные функции. Эдит Роде родилась в 1879 году, а этот диалог относится к 1890-м годам. В воспоминаниях о своей жизни она приводит ситуацию, когда пыталась уклониться от надевания корсета под бальное платье, но вызвала гнев своей бабушки, хоть мать готова была уступить капризу дочери:
- Я в нем не могу дышать, - ответила я с вызовом.
- Я могу, - сказала бабушка, - твоя мать может, твои сестры могут, значит, и ты сможешь. И, позволь спросить, как прикажешь молодому человеку тебя обнимать? (ситуация подразумевает танцы: семейство едет на бал)
- Но ведь она в корсаже, - возразила мама, задетая за живое. Бабушка была непоколебима.
- Корсаж! Не может же он обнять ее за корсаж!
Дама прошлого была растением комнатным. И хотя представительницы тех сословий, где приняты были и регулярные визиты в город, и самообслуживание, - жены небогатых врачей или юристов, к примеру, - тоже носили и корсет, и перчатки, и кринолины, и высокие воротнички, и массу нижних юбок, все эти предметы всё равно подчеркивали бОльшую гендерную уязвимость и необходимость защиты от окружающего мира. От чего они защищали? От грязи, пыли, бактерий, загара, нескромных взглядов и чужих прикосновений, от холода, от формирования дурных привычек. Но, что характерно, часть из этих "охранников" и сами не были безвредны.
Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах".