Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов (да, именно такое полное название у единственного авианосца России) - тяжелый авианесущий крейсер России, причем единственный. На Западе принято посмеиваться над нашим авианосцем, да и если говорить совсем уж серьезно, то проблемы у него действительно есть, но статья не об этом. Поговорим же мы о том, почему Адмирал Кузнецов - единственный и почему Россия не строит новые авианосцы.
Проблема связана не с нежеланием. Сегодня авианосец - не просто мощная и многофункциональная боевая единица, но и, в некотором смысле, символ престижа любого флота. Однако разработка, постройка и обслуживание такой машины - титанический и невероятно дорогой труд.
Начнем с того, что у нас попросту нет достаточно квалифицированных специалистов для банальной разработки с нуля принципиально нового проекта корабля. Нет, толковых инженеров хватает, но вот хватит ли их опыта для работы над авианосцем, с которыми они никогда не имели дела? А если и хватит, то получится ли проект толковым или же миллиарды будут спущены в никуда?
Во-вторых, спроектировать и построить корабль - это только начала. Также потребуется производство новых самолетов. Взлетать и садиться на палубу - не тоже самое, что на простой аэродром. Здесь нужны пригодные для этого самолеты.
В-третьих, авианосцы не ходят в одиночку, а только с группами сопровождения, состоящими из разных типов кораблей и подводных лодок. То есть к новому авианосцу придется или "приписывать" уже существующие корабли, буквально ослабляя часть флотилии, оставшуюся без них. Либо закладывать новые, что также влечет немалые расходы.
В-четвертых, у нас нет подходящей инфраструктуры для базирования авианосцев, когда те не находятся в плавании. Таким образом, придется строить и новую базу.
Таким образом, разработка и строительство лишь одного нового авианосца и всей сопутствующей атрибутики потребует попросту колоссальных вложений средств и перетянет на себя едва ли не весь бюджет флота минимум на лет на 5.
Более того, главное преимущества авианосца - базирующаяся на нем авиация. При этом в последние годы средства ПВО развиваются значительно быстрее самой авиации. Бытует мнение, что если темпы развития сохранятся, то уже через пару лет прикрытые системами ПВО районы станут не просто опасными для самолетов противника, а попросту непроходимыми.
Это значительно сократит эффективность авиации и, как следствие, пользу от авианосцев.