Еще до карантина поехали мы на экскурсию в Иосифо-Волоцкий монастырь, что под Волоколамском.
По дороге, как водится, заплутали и попали в самый центр села Теряево, в 1.5 км от монастыря.
Именно там мы увидели заброшенную церковь, именуемую Вознененской, от вида которой захватывает дух.
Краткая историческая справка:
История храма начинается с 15 века. Раньше храм назывался Ильинским, в честь Ильи Пророка.
Последние переделки-перестройки проводились в 1812-1826.г.г, а трапезная и колокольня были пристроены позже, в конце 19 века.
В 1930 годах церковь закрыли и устроили в ней гараж.
В 2004 году церковь признали памятником архитектуры, но никаких мер по спасению храма не предпринимается до сих пор; в 2005 году обрушился четверик, церковь раньше была пятикупольной.
Архитектура церкви считается обычной для храмов Подмосковья, но меня поразили фрески, которые сохранились на стене церкви.
Они не типичны для христианского храма, и поэтому их авторство культуроведы приписывают иноземным зодчим.
Мол, не мог русский так высокохудожественно писать, да еще так необычно для христианской традиции изображения библейских персонажей.
Такие фрески можно встретить в Италии, уж настолько персонажи они живы, полнокровны и имеют не русский тип лица. Создается ощущение праздника, превозношения жизни, а не отрешенности и грусти, как в христианских храмах.
А христианский храм ли это?
А, если не христианский, тогда чей?
Предполагаю, что ответ кроется в названии храма: Ильинский.
Илья-пророк пришел в христианство как отголосок древнего культа бога-громовержца Перуна, который в свою очередь восходит к еще более древнему богу Роду с рожаницами (Кронос и Зевс с мойрами в древнегреческой мифологии, Саваоф и ангелы в христианстве).
Культ Перуна был известен у южных славян, у литовцев и латыщей (Перкунис), у индусов (Парджанья). У полабских славян Перун отразился в названии дня недели четверга (perundan), что сближается в общеевропейской системой.
Перун изображался с такими атрибутами как конь, колесница, оружие. В христианское время Перун был прочно заслонен Ильей пророком.
День Перуна, 20 июля, отмечали с размахом, и подготовка к празднику шла целую неделю. Вплоть до начала 20 века на русском Севере на Иьин день резади бвка, ввыкормленного всем миром и торжественно съедали его у деревенско часовни
Знак Перуна-Громовержца отмечен колесом с 6 спицами, “громовым знаком”
В трапезной сейчас действует церковь. О пренебрежении РПЦ к древним фрескам мы можем судить по тому, как грубо выложена стена, отделяющая древний храм от поздней пристройки конца 19 века
Храм-загадка, храм-тайна.
Боюсь, этот храм так и останется неразгаданным воспоминанием, запечатленным на фотографиях. Его плачевное состояние не оставляет надежд на восстановление
.