Проходит время, и начинаешь осмысливать то, что видела в путешествиях.
Сколько музеев мира удалось пройти, увидев лишь малую толику сокровищ. Одни остаются надолго в памяти. Другие вспоминаешь, взглянув на фотографии или встретив информацию в Интернет.
Вот недавно смотрела передачу об искусстве античности. В памяти сразу возникли картинки музеев Италии.
Отдельная история - это экскурсия в музеи Ватикана.
Ватикан. Более 500 лет музеям этого государства в государстве. Наследие мира сосредоточено в бесценных коллекциях Возрождения и античности.
Что я чувствовала, проходя мимо гениальных шедевров?
Обзорная экскурсия дает возможность ощутить себя причастной к истории. Казалось бы, должно больше всего впечатлить неизвестное, ранее не виданное. А я остановлюсь на самых известных.
Трудно сказать, кому не известна скульптура «Лаокоон и его сыновья». Найденная в Риме в начале 16 века копия была создана из мрамора. Ваятели из Родоса выполнили ее с оригинала в середине первого века до н.э.
Легенда о жреце, который бросил вызов одной из богинь, Минерве, пытаясь остановить троянского коня, живет в веках. Так же, как и ужасное наказание, последовавшее за этим поступком. Не спорить смертному с богами. Лаокоон же спорит даже перед лицом гибели.
Стоя перед тремя фигурами, я поразилась страху и непокорству, застывшему на лице и в сомкнутых бровях, поднятых над воздетыми к небу глазами. Чего больше боялся отец: за сыновей, физической боли или страха возмездия богов?
Мне же для страха и сопереживания было достаточно гадов, обвивших их тела. Нет рук у скульптур, но этого даже не замечаешь. Они как будто перед глазами.
Второй раз всплеск эмоций я ощутила в Сикстинской капелле. Работа Микеланджело Буанарроти.
Дважды входил мастер под эти своды для работы. В первый раз в 1509 году, чтобы оживить пустой свод. Второй раз через тридцать лет для создания росписи алтарной стены. Все отдал творец этим произведениям: здоровье, душу, жизнь. Он сумел вложить в них огонь, и сам сгорел в нем.
Сказать, что я была подавлена в этом огромном зале? Это мало передает чувства от того, насколько мало места остается толпе, стоящей внизу.
Все пространство заполнено телами, глядящими сверху. Тела, тела, тела. Они огромны, они заставляют ощутить себя пылинкой.
Более всего запомнились две фигуры. Сотворение Адама. Первый человек и Бог тянут руки навстречу друг другу. Кажется, что вот-вот они встретятся или, наоборот, разойдутся в разные стороны навсегда.
Смотреть наверх долго тяжело. Хотелось лечь на пол и рассмотреть творение, как смотрят на звезды. Наверно, смогла бы. Но народ стоял так плотно, что шевелиться приходилось с трудом.
Ощущение прикосновения к истории человечества и красоте было удивительным. Трудно было уходить.
Семь километров надо преодолеть, чтобы обойти музеи Ватикана. Но разве дело в километрах? Не измерить то, что наполняет душу светом.
Читайте! Ставьте лайк! Подписывайтесь! Путешествуйте! Придет время!