Найти тему
Дионис Афоничев

Зачем нужны страдания

Тяжёлая судьба – угра-карма никогда не приходит сама собой без причины. Любые события в нашей жизни имеют определённые кармические причины в прошлом и обусловлены нашими собственными поступками.

Иногда люди спрашивают: «если Бог есть, и Он нас любит, тогда почему он допускает все несправедливости и страдания этого мира?», ставя таким образом под сомнение не только бытие Абсолюта но и духовную природу любви. Но мы уже выяснили, что несправедливостей не существует, всё, что с нами происходит – это последствия наших собственных поступков. Зачем же нужны страдания? Для многих эта тема является камнем преткновения и не даёт возможности двигаться в глубь теософской мысли, оставляя этот вопрос не решённым.

Для начала важно понять, что душа, однажды попав в материальный мир, несёт также и ответственность за собственные поступки. Закон кармы устроен так, что каждый поступок ведёт к тем или иным последствиям. Это означает ответственность. Бог наделил нас свободой, но он так же дал нам и ответственность за свои поступки. Поэтому чем спрашивать, почему Бог допускает страдания, правильнее будет спросить себя: почему я допускаю страдания?

Самый простой вид боли, который мы знаем, – это физическая боль, например, когда мы ударились локтем об стену или порезали палец. Но есть такое заболевание нервной системы – анальгезия, когда человек не чувствует боли. Такой человек, просто почесав руку, может разодрать кожу до крови, и даже при переломе конечности, он не сразу заметит, что что-то произошло. Это наглядный пример того, что чувство боли необходимо для естественной сохранности тела. Но помимо физической боли существуют также и другие более тонкие виды боли, которые также предназначены для того, чтобы создавать импульс защищающий живое существо от деградации. Если бы мы не испытывали страданий, то у нас вообще не было бы шансов к развитию самоосознания. Мы бы просто деградировали в самые примитивные и отвратительные формы жизни навечно. Это произошло бы из-за ничем не ограниченного стремления к наслаждению материальных чувств. Потому и существуют страдания, исключительно ради блага живых существ. Предназначение страданий заключается в очищении, именно поэтому адские миры в христианстве именуют чистилищем, в аду живые существа очищаются от своих плохих качеств посредством различных видов боли. В Гаруда-пуране описываются все уровни адских миров, в которых грешники мучаются в особых тонких телах страдания.

Ведические писания также открывают нам особый сокровенный смысл страданий, утверждая, что боль – это искажённая форма ананды – блаженства. То есть страдание – это форма любви. Это сложно принять до тех пор, пока мы основываем свои суждения на платформе ложного эго – аханкары, самого тонкого элемента материального творения, пронизывающего все наши телесные оболочки и даже выходящего за пределы нашего тела. Основа ложного эго – это концепция «я есть тело» и стремление обладать и наслаждаться подобно Богу. Человек ассоциирует свою душу со своими временными плотной и тонкой телесными оболочками. Отсюда исходит и страх смерти, и стремление наслаждать свои материальные чувства, а также стремление избегать страданий. Тот, кто преодолевает концепцию ложного самоотождествления с телом, выходит из-под власти материальной природы и избавляется от страданий. Это уровень святой личности, но прежде чем мы достигнем такого состояния сознания, необходимо пройти путь карма-йоги (бескорыстной деятельности), гьяна-йоги (обретения знания об Абсолютной Истине) и дхьяна-йоги (медитации на имя, форму, качества и игры Шри Бхагавана – личностной формы Бога). Поэтому очень важно понимать свой уровень и не пытаться прыгать выше своей квалификации. Стремление следовать стандартам не соответствующим уровню сознания – это также не что иное, как проявление гордыни, которая рождается из ложного эго и тоже ведёт к страданиям.

Существует два пути развития души. Первый путь – это путь страданий, когда человек просто получает все плоды своей прошлой деятельности и, не стремясь подняться над обстоятельствами, просто принимает всю боль, которую заслужил – это нисходящий путь. А второй путь – восходящий – это путь знания. Этим путём идут разумные люди, которые острым мечом знания разрубают тугой узел кармы. Знание призвано освобождать от страданий, если же знание не выполняет этой функции, то это бесполезное знание. Карма живых существ выражается в первую очередь в концепции счастья в разуме. То есть судьба человека зависит от того, к каким ценностям он стремится.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц