И маме передохнуть дало немного...
— Может, для комнаты маленького ребенка нужен не линолеум, а куча желтого песка, большая вязанка деревяшек и деревянная тачка с камнями? Может, доска, пила, картон, фунт гвоздей, молоток, токарный инструмент были бы более желанными подарками, чем игрушки…?
Януш Корчак «Как любить ребенка?»
Как-то на просторах интернета наткнулась на замечательную картинку: огромный перевернутый ящик с игрушками и подписью: «На 5 минут», рядом – обрезки досок, молоток, шурупы – подпись: «На два часа». Наверное, всякий родитель может припомнить дни, когда ящики со всем малышовым добром остаются нетронутыми, а детвора – и старший, и младший — весь день занималась не пойми чем.
Я никоим образом не против игрушек, я за то, чтобы ребенку с самого малого возраста — «сидячего» и «ползучего» — давать максимально широкий доступ к предметам «взрослого мира». Игрушки, даже если их очень много, но они всегда в доступе и заниматься можно только ими, ребенку надоедают. Каждый день подбрасывать новые – не выход. Обязательно надо предлагать детям что-то еще, «настоящее».
А действительно: чем занять дома малышей 2 -5 лет, что еще предложить из «не-игрушек»?
Проще всего, пожалуй, занять детей на кухне.
— Всевозможные контейнеры для хранения (в том числе с прорезями в крышках,) пластиковая утварь для кухни – воронки, лейки, скалки (особенно с вращающейся частью), мерные ложки, всевозможные стаканчики. Силиконовые кисточки, формочки для выпечки и так далее, дуршлаги, сита. Все, что можно положить одно в другое, что-то куда-то пропихнуть, что-то чем-то почистить;
— ершики для посуды (и для посуды, и для кукол, и для машин),
— чай в индивидуальных фольгированных упаковках (напихивать всюду, сортировать, просто шуршать. Потом удобно собирать с пола). Лучше бы пачку распотрошить и пожертвовать для подобных случаев.
— разноцветные мочалки (с успехом заменяют мягкие кубики, и за счет шершавой поверхности отлично сцепляются), соломинки для сока; фольга и пергаментная бумага;
— бельевые прищепки (пара-тройка упаковок).
Заглядываем в кладовку, аптечку, хозяйственные ящики и столы.
— пустые коробки из-под обуви (в них, кстати, удобно катать другу друга по гладкому полу, причем взаимно. Если коробка вместительная и худо-бедно прочная, можно привязать веревку и волочить за собой или потолкать впереди себя. То же, кстати, можно сделать и с коробкой для игрушек, особенно, если она на колесиках. Для детей это – полный восторг, а все, что для них радостно вдвоем, еще больше способствует сближению.
— ткань. Кусок примерно метр на два мягкой, «пластичной», типа флиса, великолепно подходит, чтобы занять детей. В него можно заворачиваться, как в пеленку самим или с мамой, под ним можно прятаться и играть в «домик», на нем можно таскать друг друга по полу. Двое взрослых могут покачать в нем малышей, как в колыбели. Это очень просто, но удовольствия – масса!
То, что ниже – с возраста младшего ребенка хотя бы от полутора лет, а лучше – с двух.
— толстые хозяйственные шнуры (очень внимательно смотреть, очень жестко вводить правило «Ничего нельзя наматывать на шею», но завязывать разные узлы-косы из разноцветных шнуров реально интересно, даже и взрослому);
— пряжа (толстая, фактурная, с «ворсинками», толстые спицы на леске, на которые можно нанизывать клубки). Клубки, в конце концов, можно просто разматывать, волоча туда-сюда по квартире;
— широкие атласные ленты всевозможных цветов (ими можно все обматывать, сплетать между собой, делать мумий из игрушек);
— спичечные коробки;
— дары природы: каштаны, желуди.
— канцтовары: счетные палочки, линейки с прорезями в виде букв, цифр, геометрических фигур, зверей; их редко обрисовывают, но зато шнуры удобно пропихивать. Точилка – будут наточены все карандаши, которые найдутся.
— Крупы, бобовые: фасоль, горох, грецкие орехи (заодно мелкая моторика развивается). Лучше сразу выделить по игровому килограмму, после занятий собирать с пола или со стола (или изо всех щелей квартиры – как повезет) в какую-нибудь особую банку – и до следующего раза. Пара больших мисок на стол, пластиковых стаканчиков, половник, ложки, воронка, пластиковая бутылка – есть все шансы, что занять детей удастся надолго.
Понятно, что предметы из списка выше требует от родителей особенной "революционной бдительности". Но это того стоит!
— косметички, кошельки, старые сумки — хорошо, когда в них отделений побольше, шкатулки обычные и с выдвижными ящичками, мини-сейфы.
— бумага для факса: на ней можно рисовать просто палочкой, например, обратным концом кисточки;
— кисти для макияжа и прочие вымытые интересности из маминой косметички. Помадой вообще очень прикольно рисовать – на товарище, на обоях, а выковыривать ее пальцами – это вообще одно удовольствие.
— пластиковые бутылки (от 0, 5 до 5 литра, туда можно чего-нибудь натолкать, чтоб грохотало, пустыми удобно драться, бывает; если в крышке провертеть дырочки, будут брызгалки. У меня есть знакомые, насыпали в 5-литровку с ручкой камушки, плотно закручивали – сын месяцев с 10 занимался с упоением, стараясь выкинуть из кроватки)
— шприцы (без иголок, разумеется), спринцовки.
Вариантов очень много, вторая часть будет чуть позже.
Игрушки, не игрушки...Пусть то, с чем занимаются детки, будет в радость, пользу и удовольствие! И родителям чтобы присесть!:-)