Найти тему
БФ «Образ Жизни»

Образ жизни:меценат Военный, спонсор "Мёртвых душ"- Дмитрий Бенардаки

Фонд "Образ жизни" продолжает серию публикаций о людях, положивших начало "золотому веку русского меценатства" и благотворительности в России, в частности.
Мы уже рассказывали вам о московском писателе Николае Телешове, который создал знаменитые "Телешовские среды". Сегодня поговорим о практически забытом человеке с очень необычной посмертной судьбой. Его имя - Дмитрий Бенардаки.

Портрет Дмитрия Бенардаки
Портрет Дмитрия Бенардаки

До сих пор исследователи путаются в месте его рождения. Одни говорят, что он родился в Греции, другие пишут, что место рождения мецената - Таганрог.
Будущий общественный деятель родился в семье грека - отставного морского офицера, участника Русско-турецкой войны в июле 1799 года.
Получил прекрасное гимназическое образование, закончив гимназию в Таганроге и изучив пять иностранных языков.

После окончания гимназии, Д. Бенардаки поступил в службу в Ахтырский гусарский полк, пойдя по стопам отца - в военные, что было неудивительно для того времени. Но в 24 года вышел в отставку в чине поручика.

Совсем молодой Дмитрий принял участие в торгах по "винным откупам" - так назывался в 19 веке тендер на производство алкоголя. И ему улыбнулась удача - не имея большого состояния, Дмитрий Бенардаки выиграл торги и получил право торговать алкоголем своего личного производства и, что важно, собирать с дела прибыль.

Бенардаки не был ни сыном богатых родителей, ни представителем дворянского сословия(этот статус он получил много позже). Но, благодаря уму и характеру(Бенардаки никогда ни с кем не вступал в конфликт), через несколько лет он был уже владельцем всего винодельческого промысла в Петербурге(столице Российской империи)

К середине XIX века Дмитрий Егорович становится одним из первых миллионеров России и одновременно благотворителем и меценатом.

Уникальный случай - Император Александр II пожаловал Дмитрию Егоровичу звание потомственного дворянина именно за благотворительность.

Чем занимался Бенардаки(и с чем вошёл в историю)

Кроме того, что у Бенардаки было своё винно-водочное производство, он вошёл в историю русского машиностроения.

В 1849 году Дмитрий Егорович вложил деньги в строительство металлургического завода в Сормове(сейчас - судостроительный завод "Красное Сормово"), который стал легендой русской промышленности.

По воспоминаниям очевидцев, он был везде и всюду. Его видели и на территории завода, и в цехах, и в конторе управляющего. При Бенардаки на заводе — впервые в нашей стране — появились паровые машины, токарные станки, подъемный кран. Это Дмитрий Егорович разглядел и поверил в гениального русского молодого инженера Износкова, и тот соорудил для завода первую в России мартеновскую печь.

Завод "Красное Сормово". Наши дни
Завод "Красное Сормово". Наши дни

Бенардаки был "руководителем по призванию" - кроме завода и производства, он владел ярмаркой с многомиллионным оборотом, 16(!!) заводами, золотыми приисками. И лично посещал все производства.Ко времени начала реформы его состояние оценивалось в 20 млн руб. «Вот что значит смелость, деятельность и честность, вот что значит соединить свою пользу с общею», — писал историк М. Погодин.

Основанная им Амурская золотодобывающая компания существовала до революции 1917 года(!!) и впоследствии была национализирована.

Меценат и благотворитель

А теперь перейдём к самой интересной и необычной части нашей истории.
Дмитрий Егорович Бенардаки считал, что искусство и образование - два самых нужных вектора жизни, и их необходимо поддерживать.
Бенардаки покровительствовал писателям, музыкантам и художникам, предоставляя им помещения для концертов и выставок. Он помогал им материально. Известно, что он заказывал полотна Брюллову, покупал работы у других художников и «имел прекрасное собрание живописи», которое, потом, к слову, вошло в собрание Эрмитажа.
Можно предположить, что это была прекрасная коллекция.

Бенардаки был единственным среди своих современников в Санкт-Петербурге, кто разглядел талант молодого Николая Гоголя. Они близко дружили, и Дмитрий Егорович нередко помогал писателю материально. Так, на деньги Бенардаки, были изданы "Мёртвые души" и "Старосветские помещики".
Благодарный Гоголь вывел Бенардаки под именем Костанжогло в "Мёртвых душах".
Существует также рассказ о том, как Бенардаки стал свидетелем наблюдений за Гоголем и всячески его защищал.

Обложка первого издания "Мёртвых душ", 1842 год
Обложка первого издания "Мёртвых душ", 1842 год


Кому ещё помогал Бенардаки?


Бенардаки был близко знаком с Лермонтовым, активно помогал другу Пушкина П. В. Нащокину, а ссыльного анархиста М. Бакунина взял к себе на службу в Амурскую компанию.

В Афинах на его деньги были построены университет, Национальный музей, Национальная библиотека, православная церковь при русской дипломатической миссии. Бенардаки поддерживал Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне.

Дмитрий Егорович основал «Общество вспомоществования нуждающимся учащимся Второй Петербургской мужской гимназии». Одна из построенных им школ — в башкирском посёлке Авзян — существует до сих пор(!!).

Он основал и содержал «Общество земледельческих колоний и ремесленных приютов», которое работало с детьми, осужденными за мелкие преступления. А ещё — общество «Помощь детям», при котором были ясли-приют, и множество других благотворительных, как бы сейчас сказали, фондов.

Последним "делом жизни" Дмитрия Бенардаки стало строительство греческой церкви в Санкт-Петербурге в 1862 году. Церковь была построена на средства греческой общины, но 95 % туда внёс именно Бенардаки. Он пригласил архитекторов и скульпторов, и церковь была признана "образцом византийского зодчества".

Доподлинно известно, что в Петербурге ему принадлежали три дома, два участка земли и целый остров — Гутуевский. Известно также, что жена Бенардаки была похоронена на Волковском кладбище, а сам он — в Греческой посольской церкви, построенной на его средства, на Лиговском проспекте.

Скончался Д. Бенардаки от сердечного приступа 28 мая 1870 г. в Висбадене, в Германии.

Император Александр II лично встречал на Николаевском вокзале поезд, доставивший гроб с забальзамированным телом в Петербург.

"Советский эпилог" жизни Бенардаки

История не окончилась со смертью Бенардаки. В 1962 году Греческая церковь была взорвана(чему стал свидетелем молодой Иосиф Бродский), и на её месте построен концертный зал "Октябрьский".

Греческая церковь после взрыва
Греческая церковь после взрыва

При взрыве церкви был обнаружен саркофаг с забальзамированным телом, свинцовым сундучком с фотографиями и биографией покойного. Власти не знали, что делать с "находкой" ... и отдали ее в музей судебно-медицинской экспертизы.
Тело знаменитого человека своего времени, мецената Бенардаки больше 40 лет служило наглядным пособием для медиков. Страшно даже думать об этом.
Только в 2006 году усилия греческой общины Петербурга по поиску могилы Д.Е.Бенардаки увенчались успехом - они были обнаружены в запасниках Бюро судебной экспертизы Петербурга(!!!).

После независимой экспертизы, установившей личность Бенардаки, и получения всех утверждений, в 2011 году дворянин Дмитрий Егорович Бенардаки был захоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры, рядом с Архипом Куинджи.

-5

Следите за обновлениями!