Я не могу сосчитать, сколько раз меня спрашивали: "Что такое менеджер по продукции, и как мне стать им?"
Меня всегда увлекает этот вопрос, потому что человек, который задает вопрос, уже заинтересован в управлении продуктом, даже если он понятия не имеет, что это такое.
Этот интерес имеет смысл. Менеджеры по продуктам - это одна из самых высокооплачиваемых и уважаемых профессий в мире на сегодняшний день, хотя они и входят в число наименее понятных.
В бизнес-школах по всему миру студенты программы MBA нацелились на управление продуктами как на работу своей мечты. Колледжи начинают создавать новые специальности и программы, ориентированные исключительно на управление продукцией, в связи с высоким спросом.
Отчасти проблема, связанная с описанием того, что делает менеджер по продукту, заключается в том, что роль менеджера по продукту изначально плохо определена. Почему это так?
Во-первых, позвольте мне поделиться с вами фундаментальной теорией управления продуктами.
Теория Product Manager
В мире, где нет менеджеров по продукции, мы можем обобщить всех людей, чтобы быть в одной из трех групп: клиент, бизнес и команда разработчиков.
Клиент - это тот, кто испытывает боль. Они готовы платить время, деньги или и то, и другое, чтобы справиться со своей болью
Бизнес - это организация, ориентированная на устойчивое обеспечение ценности для акционеров в долгосрочной перспективе. Она стремится монетизировать товары и услуги, чтобы иметь возможность нанимать людей и создавать богатство для своих владельцев.
Команда разработчиков состоит из инженеров и дизайнеров. Они хотят создать что-то, что они считают значимым, обеспечивая при этом его устойчивость и работоспособность в долгосрочной перспективе.
Эти три группы, как правило, не очень хорошо ладят друг с другом.
Клиенты и предприятия регулярно сталкиваются с конфликтами.
Клиенты предпочитают получать товары и услуги бесплатно. Они оказывают давление на бизнес, чтобы тот предоставил решения для их конкретных проблем, которые могут быть недостаточно широкими для того, чтобы бизнес выжил в долгосрочной перспективе.
Бизнес предпочитает, чтобы клиенты покупали свои существующие продукты по высоким ценам, даже если это не решает боль клиента, и бизнес хотел бы уделять как можно больше внимания захвату новых клиентов, а не обслуживанию существующих.
Клиенты и команды разработчиков регулярно сталкиваются с конфликтами.
Клиенты хотят, чтобы команды разработчиков строили вещи именно так, как они их определяют. Если им нужна синяя кнопка в левой нижней части страницы, они будут нажимать на нее, даже если она нарушает существующие парадигмы проектирования и инжиниринга. Клиенты нажимают на воспринимаемые решения, даже если эти воспринимаемые решения на самом деле не устраняют их боль.
С другой стороны, команды разработчиков хотят создавать новые крутые вещи, но эти новые функциональные возможности могут на самом деле не отвечать потребностям заказчика. Команды разработчиков хотят иметь достаточно времени для тщательного контроля качества своей работы, в то время как заказчики настаивают на ускоренных сроках.
Команды разработчиков и бизнес регулярно сталкиваются с конфликтами.
Предприятия хотят, чтобы команды разработчиков действовали как фабрики по производству функциональных возможностей - чем больше функциональных возможностей они могут поставлять, тем больше денег может заработать бизнес.
Команды разработчиков регулярно отклоняются от установленных сроков, потому что они хотят рефакторинг кода для технического здоровья, или они хотят перепроектировать функции для визуальной согласованности.
Столько конфликтов! Как разрешить все эти конфликты?
Они разрешаются с помощью продукта.
Продукт - это то, что решает боль клиента, в то же время позволяя бизнесу быть прибыльным, в то же время являясь тем, что команда разработчиков с нетерпением ждет, чтобы построить и легко поддерживать. Другими словами, отличный продукт решает проблемы клиента, бизнеса и команды разработчиков.
А как же все белое пространство вокруг продукта?
Это менеджер по продукции. Менеджер по продукции управляет всем белым пространством вокруг продукта. Думайте о менеджере по продукции как о соединительной ткани - они занимаются всем, что выходит за рамки любой из трех основных групп.
Потому что каждый продукт имеет разное созвездие клиентов, бизнеса и разработчиков, что каждый менеджер по продукту по своей природе отличается, потому что тип белого пространства, которое они будут занимать, отличается.
Например, у менеджера по продукции API могут быть клиенты, которые все являются инженерами. Это может означать, что менеджер по продукции должен быть намного лучше в технических навыках.
В качестве другого примера, менеджер по потребительским продуктам может обслуживать миллионы клиентов, и поэтому он должен быть очень количественным.
В качестве еще одного примера, менеджер по продукции B2B может обслуживать только дюжину клиентов, и поэтому он должен обладать высокой квалификацией в области управления изменениями, ведения переговоров и работы с возражениями.
Даже внутри одной компании вы можете увидеть ослепительное разнообразие менеджеров по продуктам, потому что каждый менеджер по продуктам работает с принципиально разным проблемным пространством. Они работают с разными типами клиентов, с разными типами заинтересованных сторон бизнеса, и с разными типами команд развития.
Роль Product Manager
Роль менеджера по продукции заключается в том, чтобы служить мультипликатором. На самом деле, это две должности: тренера и уборщика.
В качестве тренера вы расширяете права и возможности заинтересованных сторон и членов команды для достижения наивысшей ценности. Вы определяете, какую проблему решить, для кого, почему и когда. Вы управляете видением продукта, и вы подталкиваете свои команды к северной звезде своего видения.
Как уборщик, вы разблокируете товарищей по команде. Вы защищаете их от вины и давления, и вы справляетесь с высокой стоимости работы, которая является низкой престижности.
Например, менеджеры по продукции пишут спецификации продуктов, записки о встречах и тестовые задания. Это не весело, но очень важно документировать наши продукты, чтобы все были на одной странице. Точно так же, менеджерам по продуктам необходимо иметь дело с рассерженными клиентами и с антикризисным управлением.
Вы будете работать с разными людьми, чтобы создать мощный двигатель экспериментов, творчества и усовершенствования. Вы отвечаете за улучшение команды разработчиков и бизнеса, а также за то, чтобы клиент был доволен.
Кроме того, вам необходимо перерабатывать количественные данные из исторических показателей, качественные данные из пользовательских исследований и отзывов клиентов, тенденции рынка, анализ конкуренции и многое другое - все это для того, чтобы вы могли принять решение о наивысшем коэффициенте окупаемости инвестиций.
Исходя из этой перегонки информации, менеджер по продукции должен определить приоритеты продуктов или функций, на которых должна сосредоточиться его команда, а также убедить свою команду и высшее руководство, чтобы получить представление о том, что они выработали на основе своего анализа и расстановки приоритетов. Менеджер по продукции должен также работать с остальными членами команды, чтобы выработать план действий по реализации этих предлагаемых идей.
Как только пришло время для команды, чтобы построить продукт, менеджер по продукту должен убедиться, что детали приняты во внимание, края случаев учитываются, и убедитесь, что продукт протестирован и готов к отправке в срок.
Даже когда продукт отгружен, работа не выполнена. Менеджер по продукции должен определить успех продукта, понимая, как клиенты взаимодействуют с продуктом. Такая обратная связь дает менеджерам по продукции еще больше контекста и данных для будущих итераций продукта и позволяет им планировать текущие дорожные карты.