Найти в Дзене

Величайший мастер портрета.

Оглавление
«То, что дает Гольбейн, есть, в самом деле, совершеннейшее искусство бытия, из которого удалены все элементы простой видимости»
Генрих Вёльфлин

Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. В годы религиозных войн переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Был близко знаком с Эразмом Роттердамским, Томасом Мором и другими выдающимися личностями того времени. Сегодняшний наш герой Ганс Гольбейн Младший (1497 – 1543) – известный представитель Северного Ренессанса, немецкий график, а также один из крупнейших мастеров портрета, которому талант принес известность уже в 21 год.

Ганс Гольбейн Младший, Автопортрет (1542).                                                                                      Бумага, пастель. 32х26 см. Галерея Уффици
Ганс Гольбейн Младший, Автопортрет (1542). Бумага, пастель. 32х26 см. Галерея Уффици

Ганс родился в семье, все члены которой также были художниками. Свой творческий путь он начинает вместе с братом в мастерской, принадлежавшей их отцу. С ним же к концу 1515 года (в возрасте 18 лет) отправляется в Базель (Швейцария), где становиться учеником Х.Хербстера.

Базель и первые шаги в творчестве.

Именно в это время Гольбейн начинает проявлять себя как самостоятельный художник, и именно здесь (в Базеле) были написаны его первые работы, выполненные в различных жанрах. Уже в них заметны острота глаза и твердость руки, которые не изменят художнику до конца его жизни. Базель становиться тем городом, где к Гольбейну впервые приходит слава (также в 1520 г. он вступает в гильдию художников, а через год и вовсе получает городское гражданство). Он регулярно получает заказы на выполнение алтарных образов, настенных росписей, книжных иллюстраций и витражей.…

Одно из самых необычных изображений Иисуса Христа.

В Базеле Ганс Гольбейн создает один из своих величайших шедевров картину «Мертвый Христос» (1521 - 1522). 24-летний Гольбейн не мог тогда предположить, что создал одно из самых страшных и дерзких произведений в истории искусства.

В своем полотне мастер воплотил ничем не прикрытую жестокую правду смерти – страшный, со следами начинающегося разложения труп Иисуса Христа. В отличие от множества других работ здесь Христос предстает перед нами не как сверхсущество, а как обычный человек. Он, как и все, смертен, и только потом его дух победит тьму, воспарит и подарит миру чудо Воскрешения.

На теле мертвого Христа видны следы пыток и избиений. Черты его лица искажены смертным страданием, рот перекошен, кожа потемнела. Это не «мраморное» или «фарфоровое» тело божества, которое традиционно изображается на религиозных полотнах. Это плоть избитого и замученного за свою веру человека. Признаки смерти и распада подчеркнуты темной, мрачной цветовой гаммой картины. Она выполнена в серовато-коричневых тонах. Здесь нет свечения, исходящего от тела, как на других картинах на подобный сюжет, только смерть и распад.

Еще одна особенность картины, делающая ее оригинальной и необычной – это горизонтальное расположение узкого, вытянутого полотна. Создается ощущение, что зритель видит тело, помещенное в прозрачный гроб, что еще больше усиливает мрачное впечатление от работы. На полотне Гольбейна Христос бесконечно одинок – рядом с ним нет ни родных, ни его последователей.

Невероятный реализм изображения объясняется тем, что картина выполнена с натуры – художник писал Иисуса с утопленника, извлеченного из Рейна. Именно этим фактом можно объяснить наличие на теле травм и кровоподтеков. Мертвый натурщик невольно дал мастеру настоящий материал для создания предельно реалистичного и тем особенно страшного образа насильственной жестокой смерти.

Лондонские периоды Гольбейна (1526 – 1528; 1532 – 1543).

Однако все меняется в 1526 году… Участившиеся столкновения между католиками и протестантами, побудили художника принять важнейшее решение в своей жизни. Воспользовавшись рекомендательным письмом, подписанным Эразмом Роттердамским, Ганс Гольбейн переезжает работать в Англию и поселяется у Томаса Мора. Так начинается его первый лондонский период творчества, который продлиться всего лишь 2 года (до 1528 г.)...

В 1532 году мастер, оставив в Швейцарии жену и детей, перебирается в Лондон, но в этот раз уже навсегда. В Англии Гольбейн занимает место придворного живописца Генриха VIII (назначен им в 1536 г.) и до конца своих дней работает над украшениями королевских дворцов, а также продолжает писать портреты, в которых он не знал себе равных!

Он получал многочисленные заказы на портреты от лондонской знати и высокопоставленных особ, а также немецких купцов Лондонского "Стального двора", который был отделением Ганзы.
Ему позировали придворные и дипломаты, знатные люди и философы - все окружение преступного и блестящего короля Генриха VIII. Гордые и надменные женщины, благообразные мужчины с холеными лицами и тщательно причесанными волосами, гордецы с плотно сжатыми губами и взглядом поверх зрителя, дряхлые старцы, испытавшие горести жизни и мужественно ожидавшие новых ударов судьбы.

Выдающийся шедевр эпохи Возрождения.

Ганс Гольбейн Младший. "Послы" (1533).                                                                                                   Дерево, масло. 207х209,5 см. Национальная галерея, Лондон.
Ганс Гольбейн Младший. "Послы" (1533). Дерево, масло. 207х209,5 см. Национальная галерея, Лондон.

В Лондоне Гольбейн создает полотно «Послы» (1533 г.), которое и по сей день вызывает горячие дискуссии относительно его содержания.

На картине запечатлены двое богатых и образованных людей. Слева, как установлено, - 29-летний французский посол в Англии Жан де Дентевиль, справа - Жорж де Сельв, 25 – летний епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533.

Различия между героями картины, Гольбейн подчеркивает, используя разнообразные приемы. Молодой епископ одет менее пышно (даже сами дорогие меха его одежд смотрятся достаточно скромно) и держится строже. Дентевиль и Сельв образуют классическую для эпохи Возрождения пару: одна фигура олицетворяет энергичную деятельность, вторая — углубленное созерцание.

Однако работа интересна не только фигурами послов, но и натюрмортом, занимающим центральную часть картины. Здесь изображено множество измерительных инструментов, необходимых, чтобы ориентироваться во времени и в пространстве. Их чрезвычайно интересно рассматривать. Например, на сторонах многогранника солнечных часов указаны в качестве ориентира разные точки, это связано с временными поясами. Поскольку послы много ездили (в ту эпоху часовые пояса не были установлены де-юре, они существовали лишь де-факто),то такие часы помогали им ориентироваться в местном времени и соотносить его с лондонским. Также художник нарисовал книги, в их числе сборник лютеровских гимнов. Здесь же физические приборы и музыкальные инструменты, на центральном месте – лютня и футляр для флейт. А на самом краю картины маленькое серебряное распятие (почти затерявшееся в складках зеленой занавеси) — символ искупления грехов и надежды на спасение.

Картина - не просто портрет, она несет некое символическое послание. Череп, самый загадочный предмет, лежащий на полу чрезвычайно видоизмененный оптически, безусловно, вносит в нее мотив бренности земного существования. Некоторые предметы могут быть прочитаны как намек на произошедший религиозный раскол и жаркие, связанные с ним дискуссии, в этом ключе истолковывается оборванная струна лютни.

Работам живописца присущи точность, четкость передачи образов персонажей картин, основных черт их характеров. Он создает выверенные композиции, уверенно играет со светотенью и стремиться с максимальной точностью передать как мельчайшие детали интерьера и костюма своей модели, так и основные черты ее характера (художник уделял особое внимание чертам лица и его выражению).

Помимо обычных портретов, созданных Гансом Гольбейном Младшим, до нас дошли также портретные миниатюры, книжные иллюстрации и разнообразные эскизы его авторства. Его работы были настолько совершенны, что приводили современников художника в изумление и восхищение.

О технике Гольбейна можно судить исключительно по его работам — письменных свидетельств метода своей работы он не оставил. Гольбейн часто делал очень подробные подготовительные рисунки к своим картинам, после чего переносил контуры на холст, пользуясь для этого различными механическими приемами.

Картины Гольбейна не просто изображают неких людей — они рассказывают зрителю такие подробности, как художественные, религиозные или интеллектуальные интересы каждого конкретного персонажа. Также многие его картины не лишены и определенной доли иронии и сарказма, которые выдают истинное отношение мастера к персонам, изображенным на его полотнах. Сегодня картины этого замечательного живописца занимают почетные места в залах художественных музеев и галерей.

В честь Гольбейна изображенные на его полотнах турецкие ковры с характерным орнаментом получили название «гольбейн». Его именем также назван шов, часто встречающийся в вышивке манжет и оформлении кружев.

P.S. Спасибо за прочтение работы! Надеюсь вы остались довольны ( и узнали, что -то новое).

Это моя первая публикация в данном формате, поэтому жду от вас критики и советом. В дальнейшем все это перерастет в серию об художниках (и конечно их произведениях), что повлияли на мою жизнь и мировоззрение.