Примерно в шестидесятых годах прошлого века появилось противопоставление физиков и лириков. В основном делалось это в шутку, но в каждой шутке... дальше сами знаете. Поскольку в советской действительности был культ инженера, то как-бы само собой разумеется, что технарь явно превосходит гуманитария по всем фронтам. Правда, даже не понятно, на каких таких полях боя сойдутся эти два гения. Зайду ещё дальше и выражу мнение, что сформировалась некоторая дискриминация по профессиональному признаку. А так ли много различий в подходах "физиков" и "лириков" к работе? Расскажу интересный пример, а точнее, историю создания картины Теодора Жериха "Плот Медузы".
Фрегат "Медуза" сел на мель, и его командование приняло решение спасаться на шлюпках. По традиции шлюпок было меньше, чем людей на борту. Да да, история никого так и не научила. Таким образом, 147 человек были вынуждены следовать за шлюпками на плоту. В какой-то момент люди в шлюпках запаниковали и обрезали буксировочные канаты, соединявшие их с плотом. Спустя две недели в открытом море плот был обнаружен, а на нём всего 15 выживших. В 1818 году Теодор Жерико напишет картину, сделавшую его знаковым художником эпохи Неоклассицизма. Но нам с вами важно, как именно он подошёл к созданию картины.
Художник взялся за дело основательно и начал с прочтения биографии двух выживших героев тех событий. Но этого показалось мало и Жерико разыскал их. По счастливой случайности, один из выживших был инженером на корабле и именно он и смастерил тот самый плот. По заказу художника была изготовлена максимально точная копия плота и затем размещена в студии Жерико. Но и этого было недостаточно для создания величайшего произведения. Художник перенёс свою студию поближе к моргу, чтобы обрести возможность детально изучить, как выглядят мёртвые тела, а затем перенести эти образы на холст.
Достоверность искривлённых человеческих тел на картине действительно поражает, так же как и смена эмоций при движении глаза от левого края плота к правому. Но сейчас не об этом. Интересен именно подход к созданию шедевра. Таким же образом, как сегодняшний инженер поступает перед созданием нового прибора, Жерико создаёт максимально точный макет плота и только потом приступает к рисованию. Что это, если не моделирование? И всегда ли разнятся подходы в точных науках и искусстве? Хочу напомнить, что долгое время единственным способом получения научного знания было наблюдение. Так же как художник наблюдает за объектом изображения, естествоиспытатель наблюдал за объектом своего изучения.
Леонардо, Дагер, Морзе, Кэрролл, Вид, Флемминг были не только так называемы "технарями", но и талантливыми художниками. История знает множество гениев, отличившихся одновременно в философии, поэзии, медицине и в точных науках. Почему же сейчас так важна идентификация технарь ты, или гуманитарий? Если на то пошло, разграничение областей знаний произошло лишь во времена зарождения университетов, а до этого талантливый человек обходился без "диагноза", но об этом уже в другой раз.