Ориентализм - представление Востока в западном искусстве, причём грань между фантазией и реальностью часто размыта. Ориенталистское искусства достигло своего расцвета в 19 веке. В основном это были работы западных художников, созданные для удовлетворения огромного общественного интереса к землям Ближнего Востока и Северной Африки.
Одни художники путешествовали по местам, которые они изображали - Константинополь, Иерусалим, Каир или Марракеш. Другие же выезжали не дальше Парижа или Вены, а вдохновлялись смесью фотографий, реквизита и собственного воображения. Образы Востока включали в себя всё - от подробных набросков повседневной жизни до весьма образных сцен из жизни гарема. Интерес к Ориентализму развивался вместе с европейским колониализмом: солдаты, торговцы и художники активно присутствовали в регионе.
Далекие места
Ориенталистская живопись создавала визуальное описание достопримечательностей. Путешествовать становилась проще - появились пароходы и поезда. Чаще всего изображали Константинополь, Каир и Марракеш, они были точками прибытия как художников, так и их потенциальных клиентов. На некоторых картинах изображены места религиозного значения - как христианские, так и мусульманские. Другие же показывали древние места доисламской истории, например, египетские пирамиды.
Картина на каждой улице
Сцены повседневной жизни, реалистичные или воображаемые, были особым источником интереса для художников-ориенталистов. Некоторые образы сосредоточивались на одном человеке, а другие были связаны с толпой. Точно так же сцены варьировались от спокойных и созерцательных до драматических. Наиболее детализированные были подсмотрены в реальной жизни или созданы под влиянием фотографий - новинки 19-го века. Другие же были явно постановочными - в них легко перемешивались предметы и одежда из разных периодов и мест.
Изображение веры
Образы мусульман, связанные с их верой, например молитва и совершение хаджа (как показано на картини ниже) или учебы в медресе (религиозной школе), были отличительной чертой ориенталистского видения. Для европейцев и североамериканцев религия была одним из ключевых различий между ними и народами Ближнего Востока и Северной Африки. Именно эти картины и ассоциировались с "экзотическим Востоком". С другой стороны, это был ответ на тревоги того времени. Европейское общество и мораль находились в состоянии постоянного изменения - под давлением индустриализации и секуляризма.
Изображение людей
В течение 19 века европейские и североамериканские художники расходились в том, как лучше всего представлять различные народы мира. Художники-востоковеды, которые пристально изучали различные этнические, религиозные и социальные группы Ближнего Востока и Северной Африки, часто сосредотачивались на одежде. Это было продолжением традиции "книги костюма" предыдущих веков. Путешественники в Северную Африку и на Ближний Восток часто изображались в местной одежде. Порой это было искреннее стремление к межкультурному сосуществованию, но чаще просто попытка попробовать что-то необычное (мало чем отличается от современного туристического аттракциона с фотографированием в национальных костюмах).
Особо скрытый мир
Самым противоречивым аспектом ориенталистской живописи является повторяющийся образ женщины в гареме. Хотя гарем был всего лишь частным домашним пространством, куда не допускались незнакомые мужчины, европейцы и североамериканцы были заинтригованы тем, что происходило внутри. Большинство художников прибегали к своему воображению, используя фон гарема в качестве предлога для рисования обнаженных женщин. В большинстве случаев этот мир был плодом воображения. И пусть эти сцены кажутся реалистичными, при ближайшем рассмотрении они наполнены маловероятными деталями.
Как европейские художники изображали жизнь восточного гарема
О начале ориентализма