В 1919 году восемнадцатилетний французский художник Эди Легран создал свою первую детскую книжку; сегодня ее считают одной из самых важных и значимых книг в истории детской книжной иллюстрации.
В то послевоенное время в возрождающихся издательствах стало выходить все больше книжек-картинок в непривычном экспериментальном оформлении - весьма далеком от канонического стиля Рэкхема или Дюлака.
Одной из таких новаторских книг была «Макао и Космаж или опыт счастья» (Macao et Cosmage ou l'expérience du bonheur) Эди Леграна, выполненная в модернистской манере, с пестрыми ("фовистическими") трафаретными рисунками.
Эта книга стала для Леграна своего рода политическим и экономическим манифестом: Макао и Космаж, белый мужчина и черная женщина, создают свой романтический рай на оторванном от цивилизации острове.
Они отвергают прогресс, а вместе с ним неизбежные последствия, которые он приносит - разрушение экологии, колонизацию и войны.
Но уединение Макао и Космаж продолжается недолго; однажды в их замкнутый мирок врывается армия солдат, чиновников и коммивояжеров под предводительством капитана Летамбо. Безмятежное существование на лоне природы оказывается очередной утопией и райский остров немедленно деградирует с приходом цивилизации.
«Каждый из нас создает в своем сердце такой волшебный остров, - писал в своей рецензии на книжку Леграна английский романист Э.М.Форстер, - Мы помещаем его в прошлое или будущее, чтобы его обезопасить, ибо мы не смеем поместить его в настоящее из-за капитана Летамбо, который бороздит все моря.
Мы называем его воспоминанием или видением, чтобы придать ему определенность, но на самом деле это не то и не другое. Это выход для нашей тоски и для нашего отвращения к тому миру, который мы сотворили»
"Макао и Космаж" - настоящая "книга художника", дизайн которой полностью разработан молодым автором-иллюстратором. Легран досконально продумал каждую деталь - большой квадратный формат, каллиграфический текст, набранный заглавными буквами, универсальную цветовую палитру, нестандартное расположение текстовых блоков. Это была смелая, изобретательная работа, не имеющая себе равных в начале двадцатого века.
Спустя два года Эди Легран выпустил еще одну книгу в той же яркой самоуверенной манере - "Путешествия и славные открытия великих французских мореплавателей и исследователей". В дальнейшем он уже придерживался более прозаического, сдержанного стиля.
Легран иллюстрировал книги более пятнадцати лет, он оформил произведения Дюма, Шекспира, Льва Толстого и Шарля Бодлера. В конце жизни художник поселился в Любероне, где писал свои последние полотна в огромном каменном карьере недалеко от дома.
До самой своей смерти в 1970 году Легран сопротивлялся идее переиздания ранних книжных работ. Книжку об утопичной любви Макао и Космаж смогли выпустить вновь лишь спустя восемьдесят лет после ее создания.
_________________________________
Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал "Картинки и разговоры". А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать). А еще у нас есть инстаграм, мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки :)
Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.