Найти в Дзене
Дневник активистки

Как защитить водоём от захватчиков

Инструкция по борьбе с берегозахватами.

Вы приехали за город и не смогли попасть на берег любимого озера, обнаружив, что там вырос высокий забор? Такие ситуации не редкость в Петербурге и Ленобласти, да и в других регионах. Закон гарантирует доступ к водным объектам всем гражданам, независимо от уровня дохода, и перекрытие прохода незаконно. Как восстановить справедливость и вернуть себе возможность отдыхать на берегу?

Поселок Озеро Медное, Всеволожский район Ленинградской области, рядом с резиденцией губернатора Дрозденко.
Поселок Озеро Медное, Всеволожский район Ленинградской области, рядом с резиденцией губернатора Дрозденко.

Я расскажу о своем опыте борьбы за право пользоваться водоемами и берегами в рамках движения «Против захвата озер», активистом которого являюсь. Не все водоёмы нам удавалось отбить, но все-таки успешный опыт есть, и в результате сформировались довольно четкие инструкции, как можно действовать.

Для начала вам нужно осознать, что любое перекрытие доступа к озеру, реке или морю – это нарушение законодательства нашей страны. Исключения составляют довольно редкие случаи, когда вы попали, скажем, в расположение базы подводных лодок, но скорее всего вас остановят еще за несколько километров при попытках подобраться к такой базе.

В целом же Водный кодекс РФ в статье 6 гласит следующее:

  • Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
  • Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
  • Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
  • Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств

То есть минимум 20 метров берега любого озера или моря должны быть свободны от любых заборов и капитальных построек, и вас туда должны пускать в любое время суток. Более того, закон вообще запрещает приватизацию участков, находящихся в береговой полосе. Об этом говорит статья 27 Земельного кодекса РФ, п. 8:

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Замер ширины береговой полосы в поселке Лисий нос, Приморский район Санкт-Петербурга, 2016 г.
Замер ширины береговой полосы в поселке Лисий нос, Приморский район Санкт-Петербурга, 2016 г.

Итак что же делать, если огораживание берега все же произошло, и мы понимаем, что наши права нарушены? В первую очередь я советую начать борьбу в юридической законной плоскости с написания писем в надзорные органы. При этом в письмах лучше постараться сочетать сразу две цели - сообщить о нарушении и получить максимум информации об участке, чтобы в последующих обращениях указывать уже более конкретные нарушения со ссылками на статьи закона.

Куда писать?

Во-первых, мы пишем в прокуратуру, причем как в районную, и так и природоохранную. При этом мы указываем факт перекрытия доступа к водоему, ссылаясь на ст. 6 Водного кодекса, и конкретно указываем место, где это произошло. Также сообщаем всю информацию, которая у нас есть к тому моменту. Если на берегу пока еще только сложены строительные материалы и установлены бытовки для рабочих, то это тоже повод написать. Легче предотвратить захват берега, чем добиваться сноса капитального забора. Тем более официальные органы имеют право отвечать вам целых 30 дней, а за это время можно много чего построить.

Сейчас писать запросы стало намного легче и дешевле, благодаря тому, что у прокуратуры и Санкт-Петербурга, и Ленобласти появились свои сайты с электронными приемными. На сайте прокуратуры нужного региона можно выбрать, куда вы хотите послать обращение: в прокуратуру района, Центральный аппарат региона или в природоохранную. Написать запросы даже сразу во все три вам никто не запрещает. Если ответ районной прокуратуры и природоохранной вас не удовлетворит, вы можете позже пожаловаться на их работу в Центральный аппарат, или даже в Генеральную прокуратуру.

Берегозахваты в пос. Токсово Всеволожского района Ленинградской области.
Берегозахваты в пос. Токсово Всеволожского района Ленинградской области.

Внимание! Вы должны понимать, что написания одного письма в 99% случаев будет недостаточно для устранения нарушения! Обычно переписку приходится вести в течение нескольких месяцев, а порой и лет! Поэтому сразу настраивайтесь на долгую борьбу. Однако даже если вы не хотите уделять этому вопросу много времени, лучше все же написать одно письмо, чем не сделать ничего. Возможно вам повезет, вы попадете на неопытного берегозахватчика, и единичное общение с прокуратурой спугнет его. А может вашу инициативу кто-то подхватит и продолжит. Для этого свое обращение в виде шаблона вы можете разместить в социальных сетях муниципалитета или района, где произошло нарушение, и попросить жителей продублировать ваш запрос. Среди местных могут найтись те, кого сильно задела ситуация, так как они любили отдыхать именно здесь.

Почему нельзя оставить ситуацию на самотек и просто перебраться на соседний пляж?

С берегозахватами все происходит примерно также, как со стихийными свалками. Если один человек выбросит пустую бутылку в кусты, то в течение нескольких дней другие люди накидают туда еще бутылок и бумажек. А со временем начнут приносить в это место и целые мешки с мусором. Также и с незаконными заборами на берегу: если соседи видят, что у кого-то появился личный огороженный пляжик, и никто его за это не наказал, они начинают думать: «А чем мы хуже? Неужели дядя Вася самый умный?» Таким образом в течение 3 - 5 лет в одном месте может сформироваться сплошная полоса берегозахватов длинной в несколько километров, и вы уже нигде не сможете подойти к воде. Сносить же капитальные заборы, бани и эллинги гораздо труднее, чем демонтировать временный забор. Как правило, у судебных приставов нет средств и техники, чтобы это сделать. Поэтому важно начинать бороться с берегозахватом на ранней стадии.

Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Жукова, 21. По данному берегозахвату есть судебное решение, но оно не исполнено.
Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Жукова, 21. По данному берегозахвату есть судебное решение, но оно не исполнено.

Во-вторых, стоит написать в компетентные органы по надзору в сфере природопользования. В Ленинградской области это Комитет госэконадзора ЛО, у него есть свой личный сайт с приемной. В Санкт-Петербурге это Комитет по природопользованию СПБ. Для Санкт-Петерубрга существует единая электронная приемная, это общий сайт, через который вы можете направить письмо в любой комитет города или губернатору. В Ленинградской области вам также может пригодиться Комитет по природным ресурсам ЛО, а если вы столкнулись с захватом участка леса – пишите сразу в ЛОГКУ «Ленобллес».

Если водный объект находится сразу в 2-ух и более регионах (в нашем случае это может быть Финский залив), то нужно писать в департамент федерального Роприроднадзора. У него есть свой сайт, где можно посмотреть все подразделения. В нашем случае подойдет департамент Росприроднадзора по Северо-Западному Федеральному округу.

В-третьих, лично мне в Санкт-Петербурге очень помогал Комитет имущественных отношений. Дело в том, что за незаконное пользование государственной землей штрафы могут быть в разы выше, чем за нарушение ст. 6 Водного кодекса. Лично в моей практике был случай, когда захватчику предписали выплатить 2 000 000 р в пользу КИО, и после этого он убрал свой забор, а до этого борьба с ним велась на протяжении 8 лет!

В Ленинградской области лично я писать в Комитет по управлению имуществом ЛО не пробовала, но возможно это может помочь. Однако следует помнить, что в области земля очень часто может принадлежать муниципалитетам, чего не случается в Санкт-Петербурге, так как полномочия местной власти в этих регионах разные.

В-четвертых, можно написать депутатам Законодательного собрания своего региона. У парламентов также есть свои сайты, где можно выбрать депутата и направить ему обращение. Можно выбрать одного, о котором вы слышали, что он занимается проблемами экологии, а можно применить массовую рассылку по всем подряд. Если удастся заручиться поддержкой депутата, то борьба пойдет намного эффективней.

Рейд по берегозахватам на озере Сестрорецкий  Разлив с участием депутата Законодательного собрания Анатолия Кривенченко (справа), 2014 г.
Рейд по берегозахватам на озере Сестрорецкий Разлив с участием депутата Законодательного собрания Анатолия Кривенченко (справа), 2014 г.

А вот муниципальные депутаты в Санкт-Петербурге имеют слишком мало полномочий, и писать им стоит, только если вы их уже знаете по активной жизненной позиции и помощи жителям в решении самых разных проблем. Если нет, то скорее всего вам просто ответят, что данный вопрос не в компетенции местной власти, и вы лишь потеряете время. В лучшем случае муниципалы просто отправят от себя те же самые запросы, что и вы. Будет ли их запрос иметь больший вес – вопрос спорный.

Что касается Ленобласти, то здесь местные депутаты нередко сами и являются участниками махинаций с землей. Хотя, конечно, далеко не всегда, и некоторые вместе с жителями встают на ее защиту. В Ленобласти муниципалам стоит написать, хотя бы чтобы выяснить, а что, собственно, происходит с берегом.

И вот здесь мне хотелось бы подробнее остановиться на процессе выяснения того, почему и на каких основаниях на берегу появился забор.

Получение информации об участке.

Для того, чтобы выяснить, почему берег огородили, мы пишем в администрацию района. Но большой откровенности от власти не ждем, поэтому параллельно проводим собственное исследование.

Если захвачен лес, то пишем в Комитет по природным ресурсам ЛО.

Самостоятельно мы можем получить информацию из следующих источников:

  • Публичная кадастровая карта Росреестра: http://pkk5.rosreestr.ru
  • Для СПБ: http://new.rgis.spb.ru/
  • Онлайн-справочная Росреестра: https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request и
  • Подразделении ЕГРН справочной Росреестра: https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/EGRN_
  • База данных Рослесхоза для поиска аренадторов лесных участков: http://lesegais.ru/open-area/rent

За выписку из ЕГРН вам придется заплатить чуть более 400 рублей, но в принципе часто можно обойтись и без нее.

Что нам нужно выяснить?

  • Статус земельного участка: в аренде или в собственности?
  • Кем, когда и на основании какого нормативного акта он передан правообладателю?
  • К какой категории земель относится участок и какой вид разрешенного использования для него определен?
  • Разрешение на какие виды работ имеется у правообладателя (стройка, рубка деревьев)?
  • Каковы границы участка?

Границы участка – это очень важно, так как нередко захватчики действительно приобретают участок в первой полосе, но затем самовольно «продлевают» его по урез воды.

Когда массив информации будет собран, в повторных письмах вы сможете точно и подробно указать, какие законы в данном случае нарушены, и даже «проконсультировать» чиновников на предмет того, что им следует сделать для исправления нарушения.

Не удивляйтесь! Идеальный вариант - когда вы сами сможете указать чиновникам перечень статей Административного кодекса, которые можно применить, и даже формулировку для иска в суд. Дело в том, что в госорганах часто работают люди, которые сами плохо знают законы или просто ленятся. Поэтому чем четче и обоснованнее будут ваши письма, тем больше шансов на победу.

Главная цель вашей перепискизаставить прокуратуру, КИО или ведомство, к которому относится участок (например Министерство обороны) подать иск в суд. Конечно, если захватчик не убрал забор сам после первой беседы с правоохранителями.

Дело в том, что суд часто не принимает в таких случаях иски от отдельных граждан, так как нарушены права неопределенного круга лиц, и считается, что вы не имеете права их защищать. Вы – ненадлежащий истец. Имеет право подавать такие иски в суд прокуратура.

Но даже если прокуратура начала судиться с захватчиком, вам не стоит расслабляться: если дело вести халатно, суд может быть проигран. Поэтому известны случаи, когда жители помогали прокуратуре составлять иски и вести дело. Но если вы не чувствуете в себе таких возможностей, то по крайней мере нужно убедить прокуратуру и судью в важности справедливого разбирательства. В некоторых случаях помогало активное посещение жителями судебных заседаний. Судья видела, что дело имеет высокую общественную значимость, а несправедливое решение может вызвать широкий общественный резонанс.

Другие методы борьбы.

Теперь коротко расскажу о других составляющих борьбы, которые не менее важны, чем переписка с надзорными органами, и должны применяться комплексно.

  • Публикации в СМИ
  • Акции протеста (митинги, пикеты)
  • Акции прямого действия (демонтаж)
С журналистами на ул. 6-я Тарховская, д.1 в Сестрорецке, 2014 г.
С журналистами на ул. 6-я Тарховская, д.1 в Сестрорецке, 2014 г.

Без общественного резонанса добиться чего-либо сложно. Чиновники могут долго отвечать вам отписками и не предпринимать серьезных действий против берегозахватчиков. Чтобы стимулировать власти к работе, стоит привлечь внимание журналистов: разослать пресс-релизы, вызвать телевидение, представителей печатных изданий. Также хорошо распространять посты о нарушении в местных пабликах, чтобы люди обсуждали это.

Для журналистов, в свою очередь, хорошим информационным поводом являются любые протестные акции. Митинг в наше время согласовать сложно, но одиночные пикеты не требуют согласования, и их можно легко организовать. Кроме того, протестные акции нервируют власти, они опасаются, что их пожурят сверху за нестабильную обстановку в районе, и начинают вынужденно реагировать на запрос общественности.

И последний метод, который можно применить – акции прямого действия. То есть попросту самостоятельный демонтаж незаконного забора.

Внимание! Это – единственный метод из предложенных, который формально является незаконным и может повлечь за собой административную и даже уголовную ответственность.

Демонтаж забора на озере Суходольском в поселке Удальцово Приозерского района Ленобласти, 2013 г.
Демонтаж забора на озере Суходольском в поселке Удальцово Приозерского района Ленобласти, 2013 г.

Дело в том, что даже незаконный забор является чужим имуществом, и если вы повреждаете его, то ваши действия подпадают под статью 7.17 КоАП РФ – умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества.

А если вы наломали сильно и много, да еще и каким-то общеопасным способом (взорвали, сожгли), то можно получить аналогичную по смыслу 167-ую статью УК РФ.

Также иногда, но редко, применяется ст. 330 УК РФ – самоуправство.

Если полиция зафиксировала демонтаж, то обиженный нарушитель может подать на вас гражданский иск в суд о возмещении ущерба. При наличии у него грамотного юриста, с вас могут истребовать 200 - 300 тыс. р. за несколько секций забора.

Задержание активистов на  озере Суходольском в поселке Удальцово Приозерского района Ленобласти, 2013 г.
Задержание активистов на озере Суходольском в поселке Удальцово Приозерского района Ленобласти, 2013 г.

Единственный абсолютно легальный вид АПД (акции прямого действия) – это физическое нахождение на захваченном берегу с целью нервировать нарушителя и показать ему, что забор не даст ему того уединения, к которому он стремился. А в сочетании с вызовом в суд и штрафными санкциями это может стать дополнительным фактором, который убедит его убрать забор.

Резюмируя, самые частые последствия самовольного демонтажа забора таковы:

  • Задержание полицией на несколько часов.
  • Вызов в суд и административный штраф
  • Гражданский иск от захватчика.
Активисты на озере Суходольском читают полицейским Конституцию РФ и Водный кодекс.
Активисты на озере Суходольском читают полицейским Конституцию РФ и Водный кодекс.

Почему же иногда приходится идти на такой риск и самостоятельно сносить заборы на берегу?

Да потому что даже выигранный прокуратурой иск в суде против берегозахватчика не гарантирует, что забор будет убран. По закону, если ответчик не исполняет судебное решение, это должны сделать судебные приставы, а затем взыскать с нарушителя свои расходы. Однако на практике у приставов практически никогда нет денег и техники, чтобы исполнить судебное решении о демонтаже. Именно поэтому разгневанным гражданам порой приходится самим на свой страх и риск доводить начатое прокуратурой до конца.

Если вы решитесь пойти на такие крайние меры, лучше предварительно успеть заручиться какими-либо документами о том, что демонтируемый забор незаконен. Это даст вам хотя бы моральное право на подобные действия.

Итоги.

Что же является залогом успешного завершения борьбы за свободный берег?

Во-первых, это начало борьбы на ранней стадии, пока берег еще не застроен. Лучше начинать на стадии продажи участка, например если вы увидели объявление на «Авито», или публичных слушаний по изменениям в генеральный план и правила землепользования и застройки. Если вы застали берегозахват на стадии начала строительных и земляных работ – вызывайте полицию, приходите толпой, зовите журналистов, и всячески старайтесь затормозить работы до выяснения обстоятельств. Не давайте возвести капитальные сооружения, пока прокуратура не начнет действовать!

Во-вторых, участие большого количества людей, или неимоверное упорство одного человека. Очень сложно все делать одному. Хорошо, когда кто-то сможет вызвать полицию или пообщаться с журналистами, пока вы пишите в прокуратуру. Хорошо, когда вы можете прийти на слушания или в суд толпой, а не в одиночку. Одного человека легче запугать и нейтрализовать. Также неплохо иметь поддержку депутатов.

В-третьих, грамотное сочетание всех или почти всех методов борьбы. Только приход журналистов не спасет ситуацию, как и единственное письмо в прокуратуру. Работать нужно сразу по всем фронтам.

Если статья показалась вам интересной и вы хотите узнать больше о каких-либо аспектах борьбы с берегозахватами, то пишите об этом в комментариях, и я постараюсь подготовить дополнительную статью по данной теме. Возможно, вам интересно узнать о конкретных примерах борьбы или существующих горячих точках. Также готова отвечать на вопросы.