Конно-спортивные игры широко известны и любимы во всём мире.
Вот некоторые наиболее распространённые народные конные игры:
Джигитовка - традиционное казачье состязание. Всадник на расстоянии в 300 метров должен исполнить несколько акробатических прыжков в седло, поднять с земли на галопе различные предметы - от папахи до монеты. Проскакать в седле стоя или пролезть под брюхом или между задних ног скачущей лошади. Если конь в момент исполнения упражнения переходит на рысь или всадник падает, ему засчитывается поражение.
Подними платок (тенге-лю) - узбекское и туркменское состязание. На дистанции 300 метров всадник должен поднять с земли разложенные платки либо деньги. Первый предмет находится в 50 метрах от старта, остальные - через 20 метров.
Отними папаху (папах-оюну) - азербайджанская игра. Нужно сохранить свою папаху и сорвать возможно больше с других участников. В игре участвуют пять мужчин и одна женщина, которая может "опростоволосить" всадника, но её платок неприкосновенен. Играют 10 минут.
Догони девушку (кыз куумай) - казахская игра. На дистанции в 300-400 метров всадник должен догнать и поцеловать девушку, ушедшую со старта раньше. Если ему это удалось, то на второй половине дистанции девушка догоняет его и наказывает плетью.
Лисичка - английская игра. В ней участвуют три всадника. Двое мужчин должны на дистанции сорвать платок или шарф (в Англии лисий хвост) с рукава девушки.
Тарчия - грузинская игра. Всадники пытаются сорвать платок с рукава или воротника участника, ушедшего первым, а он должен сохранить его и отдать судье.
Кабахи - кавказская военная игра. На дистанции устанавливается шестиметровый шест. На вершине его предмет не более 25 сантиметров диаметром. Всадник должен сбить его, стреляя из ружья, лука или бросая дротик.
Низаки нетум - туркменская игра. На дорожке устанавливают пять станков, на которых размещают последовательно копьё, мяч, кольцо, гранату или камень и снова кольцо. Кроме того, между первым и вторым станком на земле помещают цель для укола копьём. Всадник должен схватить копьё с первого станка, кольнуть предмет на земле, затем мяч, метнуть копьё в кольцо, поймать его, схватить камень или гранату и метнуть в последнее кольцо. Вероятно, эту игру видел М.Ю.Лермонтов, когда писал свои "Три пальмы", где бедуин бросал и ловил копьё на скаку.
Рубка лозы - казачья строевая игра. На дистанции всадник должен срубить десять целей, две уколоть пикой и сделать три выстрела в цель из винтовки.
Командные игры
Подними папаху - конный баскетбол. Нужно поднять с земли набитую опилками или песком папаху и метнуть её в кольцо на трёхметровом столбе.
Кокпар - нужно поднять с земли тушу козла, иногда в 60 килограммов весом, и утащить в свои ворота.
Исинди - грузинская игра. Бой дротиками между командами. Всадники поочерёдно преследуют друг друга и мечут в убегающего копьё с предохранительным наконечником.
Пушбол. Две команды, по 6 - 8 всадников в каждой, на поле размером 150×300 м или 200×400 м играют большим резиновым мячом (диаметр 130 - 150 см) с оболочкой из кожи или плотной парусины, стремясь забить его в ворота противника. Мяч должна толкать только лошадь, ездоки прикасаться к мячу не имеют права. Пушбол проводится обычно в два периода, по 10 мин. каждый. Местонахождение игроков может быть ограничено зонами их действия. Игру судят двое судей, находящихся на флангах поля. Выигрывает команда, забившая в ворота противника наибольшее колич. мячей.
Поло. Очень распространенная К. и. в странах Западной Европы и Америки. В современное поло играют две команды, по 4 всадника в каждой. Всадники (игроки) стремятся специальными деревянными клюшками ДЛИНОЙ 152 - 156 см забить в ворота противника мяч, изготовляемый обычно из корня ивы (диаметр - 10 см). Поле для игры в поло бывает весьма различно по размеру. Обычно длина его составляет ок. 300 м, а ширина - ок. 150 м. На коротких сторонах поля устанавливают ворота шириной 4 м. В поло можно играть и в манеже. В этом случае команда состоит из трех игроков.
Игра разделяется на шесть периодов, по 15 мин. каждый. Т. к. лошадь средней силы не может выдержать участия более чем в двух периодах в день, то число периодов зависит от числа имеющихся лошадей. Игра ведется в очень стремительном темпе (галопом) и требует от всадников хорошего управления лошадью и сильных метких ударов клюшкой, что достигается довольно длительной тренировкой. Игра в поло производится на специально выезженных небольших лошадях, т. наз. полопони. Выигрывает команда, сумевшая провести в ворота противника большее колич. мячей.
Бой султанчиков (фехтование на лошадях). Участники игры разделяются на две команды по 4 - 6 чел. На вооруженных эспадронами всадниках должны быть надеты нагрудники, маски, перчатки. На верху маски укрепляют султанчик из цветной бумаги или перьев на деревянном стержне высотой ок. 15 см. Участники игры, выстроившись на противоположных концах манежа в одну линию, по команде судьи сходятся на середине и начинают бой, цель которого сбить султанчик. Всадник со сбитым султанчиком выбывает из игры. Побеждает команда, сбившая у своих противников за определенное время большее число султанчиков.
А теперь улыбнёмся...
Один мужик крепко проиграл на скачках. Решив завязать, не играл 6 лет, честно скопил 6000 фунтов стерлингов. Но натура взяла свое, поехал он опять на ипподром 6 числа, в 6 часов, на такси номер 666, дал таксисту чаевые - 6 шиллингов. Подошел к 6-ой кассе, поставил все деньги на лошадь номер 6... И лошадь пришла шестой.
Было интересно?
Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал!
Я ценю Ваше внимание!