Попытки штурмовать Голливуд отечественная кинематография предпринимает постоянно и с несгибаемым упорством.
Тактически верными признаны две проходные стратегии:
Создание картин с использованием наработанных стандартов и приёмов американской киноиндустрии, а также «обходной манёвр» в виде предварительной обкатки новых фильмов на авторитетных кинофестивалях.
В первом случае, расчёт строится на надежде интуитивно угадать переменчивый вкус американского обывателя. Во втором, — продюсер делает ставку на заработанный на Западе авторитет конкретного режиссёра.
Лидером направления I является: комедия Клима Шипенко «Холоп» (2019 г.). Сборы от неё превысили 50 млн. долларов.
В основе сюжета – понятная для иностранной аудитории история, приправленная колоритным российским душком. Здесь режиссёр грамотно уловил «код» продукта, его уникальную особенность в глазах зарубежного зрителя.
Неважно, что главные роли в фильме сыграли серб Милош Бикович и белоруска Александра Бортич. На выходе получилась русская комедия, снять которую не под силу даже Голливуду. Поэтому 10% выручки дал именно американский прокат.
Чуть сзади находятся две отечественные картины: «Движение вверх» (2017 г.) Антона Мегердичева
и «Сталинград» (2013 г.) Фёдора Бондарчука.
Их объединяет малопонятный, но крайне привлекательный для иностранца феномен русского патриотизма.
Оба фильма с осторожным интересом были просмотрены в Центральной и Восточной Европе, остались слабо замеченными в США и стали важными событиями в культурной жизни Китая. Именно Поднебесная дала от 20% до 25% зарубежных кассовых сборов.
В рейтинговый ряд II вошли:
1. Две драмы режиссёра Андрея Звягинцева: «Нелюбовь» (2017 г.) и «Левиафан» (2014 г.).
Мировая премьера первой картины состоялась на Каннском кинофестивале, где она получила «Приз жюри». Затем состоялись номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и французский «Сезар».
Фильм был встречен на Западе с изначальной благосклонностью. Причина – в политизации режиссёром собственного творчества, которое позиционируется им как форма протеста против цензуры.
Сюжет рассказа о современной московской семье, втянутой в водоворот личной мелодрамы, достаточно банален. Главные герои: Женя и Борис, чьи взаимоотношения вышли на уровень развода, теряют сына Алёшу, на поиски которого бросаются волонтёры.
Тем не менее, подкупающая своей искренностью игра Марьяны Спивак и Алексея Розина, задаёт высокую планку всему фильму.
«Левиафан» — это киноверсия жизнеописания библейского пророка Иова и одновременно фильм-фантасмагория.
Одноимённый образ морского чудовища в представлении создателя этого фильма должен навести зрителя на мысль о тождественности Левиафана природе государственной власти, которая противопоставляется идеалам свободы, равенства и братства. Фильм стал лауреатом «Золотого глобуса», а также номинирован на «Оскара» и BAFTA.
Американский журнал The Hollywwod Reporter отвёл фильму 6 место в списке лучших картин десятилетия. Ядро главных героев то же, что и в «Нелюбви» — семейная пара и сын. Все они противостоят жёсткой коррумпированной государственной системе.
Финал также выведен в минорных тонах: нет правды на земле. «Это наш Господь, он всё видит», — таковы завершающие слова фильма.
Несмотря на положительные отзывы западных критиков, кассовый успех обеих картин Андрея Звягинцева оказался достаточно скромным. Они сравнительно недолго продержались на киноплощадках Англии, Испании, Финляндии, США, а также некоторых других государств.
2. Фильм-фэнтези «Ночной дозор», снятый Тимуром Бекмамбетовым в 2004 г. Первый российский блокбастер принёс его создателям около 18 млн. долларов в основном за счёт проката в Германии, Испании и Великобритании. В США относительный успех этой ленты, с Константином Хабенским в главной роли, открыл перед Тимуром дорогу в Голливуд.
Там ему удалось сделать то, к чему стремились многие его предшественники: самому снимать американское кино для американцев, а также делать российское кино по американским стандартам для российского зрителя.
Так, в 2008 году на мировые экраны вышел боевик «Особо опасен» с Джеймсом Макэвоем и Анджелиной Джоли, а в 2010-18 гг. состоялись премьеры сиквела «Ёлок», «Днюха» и целого ряда фильмов, в создании которых он принимал участие и в качестве режиссёра, и в качестве продюсера.
Угодить вкусам зарубежной кино и телевизионной аудитории достаточно сложная задача. Опыт многочисленных и в большинстве своём неудачных попыток и их решения приводит к неутешительной мысли о том, что входить на мировой рынок со своим отечественным контентом, снятым по грубым лекалам голливудских стандартов – малоперспективная задача.
Западному потребителю нужен только такой фильм, который бы, как две капли воды походил на «шедевры», созданные о России на «Фабрике грёз», и к которым он приучен с детства.
Выход только один – кассовый успех и признание может обрести лишь абсолютно оригинальная, ни на что не похожая картина, способная вызвать зрительский шок.
Подписывайтесь на наш канал, будет интересно !
Читайте так же:
5 + 1 провалов Российского кино: Почему это не интересно смотреть ?
15 самых крутых сериалов от Showtime. Не ищите лучшего: всё перед Вами
Актёр, которому по силам сыграть даже Бога: лучшие роли Моргана Фримена