Найти тему

​Гражданской авиации пора делать вентиляцию*

​В усеченном составе: на заседании коллегии Федерального агентства воздушного транспорта. Росавиация, 17 марта 2020 год
​В усеченном составе: на заседании коллегии Федерального агентства воздушного транспорта. Росавиация, 17 марта 2020 год
​* Искусственная вентиляция легких: требуется в наиболее тяжелых случаях поражения коронавирусом

​Заседание коллегии Росавиации 17 марта прошло в усеченном составе. Встреча состоялась в режиме видеоконференции. Всего заявилось около 120 человек, но накануне вышло распоряжение московских властей — ​больше 50 в одном помещении не собираться. По итогам заседания, на котором пока не удалось выработать консолидированный план действий отрасли в условиях вызванного эпидемией небывалого кризиса, возникло такое чувство, что в 2021-й год тоже попадут далеко не все нынешние игроки авиарынка.

​Первый заместитель Министра транспорта — ​руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько выступил с докладом об итогах работы Росавиации за 2019 год, основных задачах на 2020 год и среднесрочную перспективу. В 2019 году основные производственные показатели и авиаперевозки росли. На фоне этого роста приоритетной задачей Росавиации было обеспечение авиационной безопасности. Приоритетное внимание также уделялось перспективной отечественной авиационной технике. Отмечена широкая география Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) — ​это аэропорты Сибири, Дальнего Востока, Севера, Урала, Северного Кавказа. Ключевым результатом реализации проекта в 2019 году стал запуск нового аэропорта в Саратове. Продолжалась модернизация объектов ЕС ОрВД. Завершены работы по созданию Новосибирского укрупненного центра ЕС ОрВД. Реализация мероприятий КПМИ будет продолжена в 2020 году.

В поисках выхода из ситуации: президент АЭВТ Владимир Тасун, председатель Экспертного совета в области гражданский авиации Михаил Терещенко, председатель Общественного совета при Росавиации Николай Ивановский, замминистра транспорта — ​глава Росавиации Александр Нерадько
В поисках выхода из ситуации: президент АЭВТ Владимир Тасун, председатель Экспертного совета в области гражданский авиации Михаил Терещенко, председатель Общественного совета при Росавиации Николай Ивановский, замминистра транспорта — ​глава Росавиации Александр Нерадько

В то же время, на фоне  распространения коронавируса возникают риски банкротств авиаперевозчиков, заявил Александр Нерадько. Причиной этого стали падающие доходы авиакомпаний из-за закрытия международных маршрутов одновременно с растущими расходами из-за ослабления курса руб­ля.

Отвечая на вопрос о том, какие авиакомпании получат государственную помощь и в каких объемах, руководитель Росавиации отметил, что для начала надо определить объемы ущерба, а сделать это условиях, когда новые ограничения полетов появляются каждый день, просто невозможно. «На данный момент есть прогноз потерь российских авиаперевозчиков в 100 миллиардов руб­лей. Но где гарантия, что эта цифра завтра не вырастет на 50 или на 100 миллиардов? — ​задал он риторический вопрос. — ​Если учесть, что Всемирная организация здравоохранения уже прогнозирует два года пандемии, то многие перевозчики этот период просто не переживут».

Разовые компенсации авиакомпании не спасут. Нужен комплекс государственных мер и консолидация участников рынка

Действительно, за февраль 2020 года упущенная маржинальная прибыль российских авиакомпаний, по их собственным оценкам, только от закрытия направлений в Китай составила около 1,7 млрд руб­лей. Если такая ситуация сохранится до конца года, то убытки авиакомпаний от закрытия рейсов в связи с пандемией коронавируса могут легко превысить 100 млрд.

-3

Федеральное агентство воздушного транспорта предложило свой план действий. Вкратце он сводится к следующему. Во-первых, все участники индустрии должны представить свои предложения для выработки механизма государственной поддержки авиакомпаний и аэропортов за счет средств федерального бюджета в связи с объявленной ВОЗ пандемией. Во-вторых, Росавиация снизила авиационные сборы на 50% для авиакомпаний, осуществляющих внутренние полеты, до 1 октября и почти обнулила для Дальневосточного федерального округа. Это позволит авиакомпаниям сэкономить 4,7 миллиарда руб­лей.

Речь сейчас идет о сохранении отрасли гражданской авиации, считает член коллегии Росавиации президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. В продолжение темы выступления Александра Нерадько он предложил снизить ставку НДС для авиакомпаний до нуля, форсировать увеличение государственных программ субсидирования и заморозить аэропортовые и прочие сборы.

-4

Эти предложения подробно изложены в опубликованном на сайте АЭВТ письме Владимира Тасуна министру транспорта Евгению Дитриху. Вот их краткая суть.

Во-первых, предлагается установить ставку НДС 0% на все внутрироссийские перевозки, включая авиасообщение через аэропорты московского авиаузла. «Данная мера позволит снизить фискальную нагрузку на авиакомпании в pазмере до 36 мрлд руб. Предлагаем внести данные изменения в Налоговый кодекс РФ на период с 1 июня 2020 г. до 31 декабря 2029 г. (по аналогии с ж/д транспортом)». Сейчас в отношении маршрутов, у которых пункт отправления, назначения или промежуточные пункты перевозки расположены в московских аэропортах, действует ставка НДС в размере 10%.

​Во-вторых, ассоциация считает необходимым увеличить объем финансирования существующих программ субсидирования региональных авиаперевозок. В 2019 году Росавиацией были реализованы две программы субсидирования, направленные на развитие региональных авиаперевозок. Совокупный бюджет этих программ составил 17,1 млрд руб­лей, а пассажиропоток — ​более 3,2 млн пассажиров, что на 1,8 млн пассажиров больше 2018 года.

В-третьих, АЭВТ считает необходимым ввести на весь 2020 год мораторий на повышение ставок и сборов за услуги аэропортов и аэронавигацию. Кроме того, по словам Тасуна, нужно рекомендовать поставщикам данных услyг рассмотреть возможность их частичного снижения.

-5

По словам Владимира Тасуна, так плохо авиации не было никогда. Сошлось сразу несколько негативных факторов.

Международные пассажирские перевозки — ​самый прибыльный для авиакомпаний сегмент рынка — ​сильно упали. А ведь именно они позволяли авиакомпаниям компенсировать убытки от перевозок нa внутренних воздушных линиях (ВВЛ). Это значит, что внутренние перевозки взлетят в цене, люди перестанут летать по стране.

-6

К постоянным расходам авиаперевозчиков относятся плата за лизинг воздушных судов и их техническое обслуживание, оплата труда, обязательное страхование. В структуре затрат авиакомпаний эти статьи в совокупности составляют до 50%. Где взять эти деньги, если самолеты стоят на приколе — ​то есть съедают средства, но ничего не зарабатывают?

Лизинговые платежи осуществляются в валюте. На момент написания этой статьи курс доллара превысил 80 руб­лей. В связи с катастрофическим падением цены на нефть курсовая разница может расти и дальше. «В условиях общего спада мировой экономики значительных уступок от лизингодателей ожидать не приходится. В таких условиях авиакомпании не могyт без финансовых потерь и в приемлемые сроки сократить образовавшийся избыток ВС», — ​констатирует Владимир Тасун.

Никакой компенсации за счет развития внутреннего туризма, скорее всего, ждать не стоит. Дело в том, что ситуация с распространением коронавируса в России совершенно не прогнозируема. «Не все потребители предпочтут вариант внутрироссийского туризма, и нельзя исключить ситуацию, когда из-за угрозы распространения коронавируса внутри страны будут введены ограничения на внутренние перелеты вплоть до закрытия ряда регионов на карантин», — ​говорит эксперт.

Кроме того, АЭВТ ожидает резкого переориентирования освободившейся части парка воздушных судов на внутренний рынок. Это приведет к переизбытку провозной емкости, что значительно ухудшит экономику внутренних перелетов и увеличит убыток авиакомпаний.

Стоит только добавить, что российские авиакомпании ожидают от государства компенсаций за резкое подорожание авиационного топлива с 2018 года. Странность в том, что поручение президента России об этих компенсациях было, а выплат до сих пор нет. Теперь все зависит от консолидации отраслевых игроков и быстроты реакции бюрократической государственной машины на небывалый вызов, брошенный авиа­ционной отрасли.

​Текст: Михаил Грунин.
Фото: Павел Леляев

-7